Форум коллекционеров и салон «Старая бумага» (пройдут с 5 по 10 марта) будут последними событиями, связанными с рынком искусства, в Центральном доме художника. Здание, где располагались десятки антикварных галерей и проходили основные ярмарки искусства в Москве, с 1 апреля переходит Государственной Третьяковской галерее. Однако директор ЦДХ и глава компании «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков нашел целых два выхода из положения.
Здание Центрального дома художника принадлежало Международной конфедерации союзов художников, которая устраивала в нем выставки своих членов и сдавала в аренду галереям и ярмаркам. МКСХ ликвидирована. Что это означает?
Когда два года назад появились претензии к Международной конфедерации, собственностью которой ЦДХ был, я сразу стал думать, что со всем этим делать. В первую очередь меня заботили свои проекты: антикварные салоны, ярмарка non/fiction, «Арх Москва». Но не забывал и про остальных: галереи (а их 25), магазинчики, киоски, багетные мастерские — всего 65 субарендаторов. Пришел в Департамент культуры города Москвы с комплексным предложением: пустите меня в Манеж с выставкой «Арх Москва» и международным салоном искусства RAAF, а я вам приведу арендаторов, работающих в области культуры, на 3,5 тыс. м. Гостиный Двор сразу представлялся мне местом, где все это можно разместить. А летом получил распоряжение мэра о том, что «художественные галереи из ЦДХ будут размещены в Гостином Дворе». Создание там галерейного центра — первый шаг по преобразованию Гостиного Двора в культурный кластер. В департаменте хотят, чтобы он стал одним из самых больших в Европе.
Расскажите, как вы это видите.
Это роскошное место. Архитектура Кваренги, масштаб. Выставочная площадь атриума — 12 тыс. кв. м. Сейчас у нас есть проект компактного размещения галерей, блоками, на третьем уровне, но над ним еще надо работать. Поэтому пока взяли то, что дают: на втором уровне, над атриумом, куда вход прямо с Ильинки. Получилось рассадить всех более-менее кучно. Тут будет Галерея Елены Зениной, галерея «Гала», салон «Ваш антиквар» Михаила Цапкина, галерея «Русский авангард 1910–1930 годов» Анатолия Боровкова, галерея «Кардашиди-Арт», «Арт-Союз» Инны Хегай. Здесь же мой офис с роскошным видом на Зарядье. Главным арендатором будет Фонд поддержки художественных проектов, он выполняет еще и функцию оператора. Этажом выше будет располагаться Архитектурный клуб, рядом — несколько дизайн-студий. Продумываем с Борисом Куприяновым (издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер». — TANR), как сделать блок из книжных магазинчиков. Дмитрий Ицкович (президент группы компаний ОГИ. — TANR) собирается сделать на цокольном этаже рюмочную или антикафе. На уровне атриума Владимир Овчаренко хочет открыть галерею современного искусства аж на 600 кв. м.
Когда же все это откроется?
Первой, в 20-х числах марта, откроется галерея «Кардашиди-Арт», в середине апреля — еще шесть галерей, Архитектурный клуб, книжный магазин «Культтовары», Агентство по культурному туризму. Если к концу года дела пойдут хорошо, то можно в помещения на третьем уровне, где когда-то были классы музыкальной школы имени Гнесиных, еще 18 галерей пригласить.
Кроме того, я очень хочу устроить выставочное пространство на уровне атриума, там есть примерно 450 кв. м для выставок. Назовем его «Выставочный зал Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров». Будем проводить там аукционы, коллекционные и галерейные выставки. Но вообще я не уверен, что в нынешних условиях можно создать культурный кластер на коммерческой основе, без поддержки города. Место, конечно, роскошное, но и обходится оно дорого.
Как будет использована центральная часть Гостиного Двора?
У Гостиного Двора уже есть своя, устоявшаяся программа. Это ярмарка Cosmoscow, две сезонные выставки недвижимости (они прежде тоже проходили в ЦДХ, это хорошо и для архитектурного, и для антикварного пула), две московские недели моды... В конце ноября тут будет большой Антикварный салон, сразу после него — ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction.
Но если говорить только о Гостином Дворе, многое из того, что было в ЦДХ, остается за кадром. Прежде всего художники, для которых принципиально важно хоть иногда видеть себя на стене. Второе — на улице остается много небольших арендаторов, магазин «Красный карандаш», багетные мастерские. И третье — целый список проектов, которые проходили в ЦДХ. Культурных или околокультурных. Таких проектов пара десятков. Еще есть коллектив ЦДХ — сработавшиеся профессионалы.
И что же делать?
В омут головой. Ради этого всего я иду на риск, и мы берем еще одну площадку. Это «Форум-холл» у «Павелецкой», на улице Летниковская (был такой рабочий-революционер Иван Летников). Это Кожевенная слобода, и здание, к которому сейчас пристроен огромный современный козырек, — бывший дубильный цех кожевенной мануфактуры. Там внутри невероятный интерьер в стиле ар-деко из железобетона — 1926 год! То есть мы получаем огромное выставочное пространство в два этажа; еще есть один большой зал, где мы собираемся проводить аукционы, и галереи вокруг. Уже почти на все помещения есть договоренности. Готова целая программа (тут мы не будем привередничать, надо выживать): и ярмарки ковров, и медицинские конгрессы, наша выставка «Дизайн и реклама», выставка ретроавтомобилей, салон шоколада. Еще надеемся на привозные развлекательные шоу. Блошиные рынки, народные промыслы. Та же «Первозданная Россия» и форум коллекционеров. Первое мероприятие — уже с 26 апреля. Выставка Энди Уорхола на 3 тыс. кв. м, принты и мультимедиа, с западными партнерами. А место хотим назвать «Новый ЦДХ».
UPD: Пятого марта Василий Бычков сообщил нашей газете, что договор с «Форум-холлом» заключить не удалось. Сейчас идут поиски альтернативной площадки — следите за нашими публикациями.