18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице

№70
Материал из газеты

Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью

Вдова Эрнста Неизвестного, одного из самых знаменитых русских художников и скульпторов ХХ века, рассказала, что его произведения, хранящиеся в доме на Шелтер-Айленде, в скульптурном парке на Лонг-Айленде и в мастерской в нью-йоркском Сохо, оказались под угрозой из-за судебного спора вокруг его завещания. Международная слава пришла к скульптору после того, как в 1962 году он дал отпор главе советского государства Никите Хрущеву, резко раскритиковавшему выставку художников-авангардистов в Манеже. Впоследствии именно Неизвестный создал надгробие на могиле Хрущева по просьбе его родственников. В 1976 году художник эмигрировал в США.

Анна Грэм, с 1990-х годов жена и менеджер Неизвестного, признается, что положение стало критическим еще до смерти скульптора в 2016 году. По ее словам, высокая стоимость производства работ и расходы на лечение в последние годы жизни Неизвестного привели к тому, что на момент смерти на его счету оставалось всего $3,5 тыс. При этом наследие художника включает построенный по его собственному проекту дом в стиле «Искусств и ремесел» на Шелтер-Айленде, окруженный парком скульп­тур, которые Грэм тщательно каталогизировала. 

«Я хочу, чтобы после моей смерти все это осталось как есть, чтобы ничего не продавали», — говорил скульп­тор в 1995 году в интервью газете New York Times. «В итоге я оказалась в положении, когда у меня есть ипотека и 25 исполинских произведений, — замечает Грэм. — Если банк заберет дом, скульптуры некуда будет девать». В январе она сообщила, что при сумме долга по ипотеке в размере $95 тыс. просрочка платежей достигла $22 тыс. за три месяца. Кроме того, ей приходится платить кооперативные взносы за мастерскую Неизвестного, где хранятся огромные гипсовые отливки его скульптур.

Грэм утверждает, что является единственной наследницей, на основании копии завещания Неизвестного. Оригинал сгорел во время пожара в нью-йоркской квартире вскоре после составления завещания в 1998 году. Однако живущая в Москве дочь художника от первого брака Ольга Неизвестная также претендует на часть его наследства. Сейчас их дело рассматривается в нью-йоркском суде по наследственным делам.

«Тяжба может тянуться до конца наших дней, — сетует Грэм. — Если я потеряю дом, некуда будет девать произведения. Чтобы завещать что-то, нужно оставить и деньги, но все деньги ушли в эти бронзовые работы». Она надеется, что удастся найти какой-нибудь фонд, который поможет сохранить парк.

Как уточнила адвокат Виктория Бересс, представляющая интересы Ольги Неизвестной, Анна Грэм, будучи назначенной судом временной управляющей наследием, имеет право продавать произведения только в интересах наследия. 
Каждое лето парк на Шелтер-Айленде посещают сотни людей, а проведенный в прошлом году день открытых дверей в доме художника привлек множество местных коллекционеров. Однако, как отмечает Грэм, ее доступ к рынку ограничен. Ранее у Неизвестного были контракты с рядом дилеров, в том числе с ныне закрытой Mimi Ferzt Gallery в Сохо, которая, по словам жены скульптора, до сих пор должна ему $400 тыс., но она не может позволить себе вести еще одну дорогостоящую тяжбу.
В 2017 году Ольга Неизвестная рассказала журналу «Огонек», что в России к ней часто обращаются желающие купить произведения отца, но она вынуждена отвечать, что большинство его работ находится в Нью-Йорке. Ее адвокат считает, что и доказательство подлинности завещания, и забота о его наследии — обязанности Грэм. «Без завещания наследниц две: его дочь Ольга и его вдова Анна», — говорит Бересс. Еще она предупреждает, что, если Грэм продаст произведения не в интересах наследия, а с какой-либо иной целью, такие сделки будут «по сути недействительны, а у покупателей не будет неоспоримых имущественных прав на приобретенные работы».

В последние десятилетия жизни, после распада Советского Союза, Неизвестный работал главным образом над заказами из России, где было установлено несколько его больших скульптур. Но, как вспоминает Грэм, этот источник дохода со временем иссяк. В 2012 году она передала по дипломатическим каналам письмо скульптора Владимиру Путину, который в том же году наградил его орденом Почета. Неизвестный предлагал перенести свой скульптурный парк в Россию, но так и не получил ответа.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+