Куратор проекта Джанни Джетцер, главный куратор Музея Хиршхорна, задался нелегкими вопросами: как выглядит отсутствие? каким образом потеря — объектов, памяти, себя — может стать инструментом художественного выражения? И вот к какому выводу он приходит: «Отсутствие — это гораздо больше, чем ничего. В эпоху потребления оно стало для современных художников способом преодолеть границы материального мира, последовать давней традиции выражать через искусство трансцендентные идеи». На выставке — 70 работ, созданных за последние 70 лет. Впервые в музее в одном проекте — Йозеф Бойс, Феликс Гонсалес-Торрес, Ану Мендьету, Герхард Рихтер, Хуан Юнпин. Их работы разведены по темам: «Дематериализация арт-объекта», «Тело в кусочках», «Почти ничего», «Помни» и «Постчеловеческое тело». Заодно музей напоминает, что в конце 1960-х многие художники в поисках «ничто, которое нечто» начали экспериментировать с новой тогда средой — идеями. Так появились «письмена» концептуалиста Джозефа Кошута. Его работы продолжают оказывать влияние на современных художников — Дидье Вермерена, Cиприена Гайара, Рейньера Лейбу Ново, Хироси Сугимото.
Сегодня «отсутствие» — это еще и виртуальный мир, заменивший реальный, компьютерная анимация, аватары, искусственный интеллект. Среди «хайлайтов» выставки — «Астматическое бегство II» (1992) Дэмиена Херста. В двух стеклянных банках — камера на штативе, блюдце, печенье, пластиковая чашка, джинсы, футболка, кроссовки и ингалятор. Это памятник Фрэнсису Бэкону, астматику (скончался в том же году, когда Херст создал эту работу). В «Безопасном поведении» (2016) Эд Аткинс создает сцену-антиутопию: в пункте досмотра в аэропорту некий аватар, используя находящийся здесь банк органов, бесконечно стягивает кожу с лица, чтобы снова и снова раскрыть следующий уровень фальшивости.
Музей Хиршхорна
Из чего состоит отсутствие
До августа