О Жан-Жаке Лекё (1757–1826) известно немного. Родился в Руане, в семье столяра. Работал с местным архитектором, учился рисованию и весьма в этом преуспел. Побывал в Риме, а получив две премии и затем стипендию местной Академии художеств, в 1778 году уехал завоевывать Париж, где представлялся всем как «архитектор Академии наук, литературы и искусств Руана». Но в столице амбициозный провинциал как практикующий архитектор так и не реализовался. А то немногое, что ему удалось построить в окрестностях родного Руана, не сохранилось.
На жизнь Лекё пришлось зарабатывать то служащим в кадастровой палате, то чиновником по строительству, то геодезистом и картографом. А все свободное время он без устали рисовал, создавая на бумаге вошедшую тогда в моду фантазийную архитектуру. Вероятно, делал он это, рассчитывая уж здесь точно добиться успеха вслед за мэтрами Клодом Никола Леду и Этьеном Луи Булле, главными законодателями моды в этом жанре, который еще называли «говорящей архитектурой», поскольку внешний вид проекта должен был соответствовать его предназначению.
Но и здесь Лекё постигла неудача. Даже для ценителей жанра его архитектурные фантазии, как памятник Приапу, напоминающий фаллос, ферма в виде гигантской коровы, смешение разных стилей и несоблюдение пропорций, казались экстравагантными и безвкусными.
Умер Лекё в бедности и безвестности, завещав перед кончиной все свои работы парижской Национальной библиотеке. Вспомнили о нем лишь в первой половине ХХ века модернисты. Особенно он пришелся по душе сюрреалистам и Марселю Дюшану, который был большим поклонником Лекё. Нынешняя выставка — первая, целиком посвященная Жан-Жаку Лекё. Собравшая несколько сотен рисунков и гравюр архитектора-визионера, она ставит своей целью окончательно его реабилитировать, пусть и спустя почти два века после смерти, поставив в один ряд с Леду и Булле.
Пти-пале
Жан-Жак Лекё
До 31 марта