Верхнее пространство двухэтажного исторического павильона России в садах Джардини будет полностью отдано проекту режиссера Александра Сокурова. Об этом корреспонденту нашей газеты рассказал комиссар павильона, ректор Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина Семен Михайловский.
Первоначально, по его словам, у режиссера была идея привлечь к исполнению своего проекта студентов всех факультетов института. Но в конечном итоге он остановился на будущих скульпторах. Им Александр Сокуров, отмеченный «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст», предложил использовать сюжеты картин старых мастеров из коллекции Государственного Эрмитажа, в частности сюжет «Возвращения блудного сына» Рембрандта. Кстати, именно Эрмитаж в этом году объявлен куратором российской выставки на 58-й Венецианской биеннале, которая пройдет с 11 мая по 24 ноября.
«Этот проект стал продолжением нашей идеи, которую художник Александр Шишкин-Хокусай будет реализовывать в нижнем пространстве павильона, — рассказал Семен Михайловский. — Мы вместе с ним придумали название „Фламандская школа“, и использование живописи Рембрандта стало естественным продолжением этой идеи». Напомним, что в нынешнем году многие мировые музеи вспоминают Рембрандта в связи с 350-летием его смерти и делают специальные выставки (в частности, Рейксмузеум в Амстердаме уже показывает всех своих Рембрандтов).
Студенты Института им. И.Е.Репина будут работать над проектом Александра Сокурова в мастерских исторического комплекса Петербургской академии художеств. Говоря об этом, Михайловский акцентировал внимание на том, что на прошедшей недавно в институте общей конференции преподавателей и студентов (высший орган управления учебным заведением) большинством голосов было принято решение о переименовании вуза.
«Я уже почти два года пытаюсь восстановить историческую справедливость и вернуть нашему заведению его родное имя, — рассказал ректор. — На конференции обсудили несколько вариантов — от Императорской академии художеств до сохранения нынешнего имени. Которое, на мой взгляд, является очень уж неудобоваримым — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской академии художеств. Выговорить невозможно! Мы — Академия художеств, были ею и будем. Нас по-прежнему все называют Академией художеств: и Михаил Пиотровский всегда пишет нам письма как в Академию художеств, и Владимир Мединский нас тоже называет Академией художеств. Но против восстановления исторической справедливости категорически выступает московская Российская академия художеств» (ее президент — Зураб Церетели).
Сейчас, по словам Михайловского, в переименовании вуза и изменении его устава возникла объективная необходимость, поскольку в состав учебного заведения включен Художественный лицей имени Б.В.Иогансона. «Мы не хотим закреплять прежнее название в новых документах, — говорит Михайловский. — Решение о переименовании должно принять Министерство культуры, которое не торопится это сделать. Насколько мне известно, наши студенты даже собираются обращаться напрямую к президенту страны, который несколько лет назад своим решением вернул им историческое здание на набережной Невы. Получается, что без вмешательства первого лица государства этот, казалось бы, простой вопрос не решить».