18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наше абстрактное искусство: теперь конкретно

№70
Материал из газеты

Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей

Музей русского абстрактного искусства откроет двери для публики в начале 2019 года. Это частный проект главы IT-компании Cognitive Technologies Ольги Усковой, которая в 2013 году основала Фонд русского абстрактного искусства для изучения и популяризации наследия Элия Белютина и его учеников, членов студии «Новая реальность», существовавшей в 1958–1991 годах в подмосковном Абрамцеве.

Основой нового музея станет коллекция искусствоведа Самвела Оганесяна, которую Ускова в том же 2013 году приобрела за $10 млн. Сейчас собрание включает свыше тысячи картин художников-белютинцев — Виктора Гершмана, Люциана Грибкова, Владислава Зубарева, Валентина Окорокова, Веры Преображенской — и самого Белютина. «Экспозиция будет состоять не только из работ белютинцев. Например, сейчас к нам присоединился фонд Владимира Курдюкова. Плюс мы смотрим еще двух художников, которые нам очень нравятся. Возможно, они тоже попадут в музей», — рассказала Ускова нашей газете.
Открытие музея — новая веха в жизни памятника конструктивизма, построенного по проекту архитектора Константина Мельникова. В начале 2000-х здание было реконструировано, несмотря на охранный статус. В результате строительных работ оказались утраченными некоторые оригинальные конструкции, в частности деревянные рамы, потолки, отдельные элементы интерьера. Теперь постройке обещают вернуть первоначальный облик.

«Я купила это здание шесть лет назад после долгих поисков, — вспоминает Ускова. — Оказавшись там впервые, влюбилась с первого взгляда — настолько это уникальное пространство. Решающим фактором стало то, что несущие конструкции были в хорошем состоянии, и это внушало надежды на быстрый ремонт и скорый переезд. На деле все, как всегда, оказалось сложнее: и в техническом, и в финансовом, и в организационном плане».

Проект реставрации здания разработали Андрей Емельянов и Владимир Покачалов, которые, по словам Усковой, «реализовали все ноу-хау Мельникова», придуманные им специально для этого клуба. «Здание задумывалось как „дворец креатива“ (так оно называется в дневниках архитектора), и оно само стало гениальным произведением инженерного искусства. Мельников предусмотрел здесь массу передовых для своего времени решений: воздуховоды, раздвигающиеся стены, эксплуатируемая кровля и много чего еще, — продолжает Ускова. — Все это мы восстановили. Единственное, от чего пришлось отказаться, — бассейн, который должен был размещаться под раздвижным полом. Но, поскольку тот наглухо забетонирован, бассейн там уже невозможен. Реставрация потребовала массу времени и денег. Мы превысили заложенный бюджет в два раза, из-за чего намеченный срок открытия музея пришлось сдвинуть на полтора года».

Выставочные залы и творческая лаборатория разместятся в четырех­этажной башне — архитектурном символе здания. Раньше здесь располагались буфет, парикмахерская, читальня и библиотека. Пятилепестковая форма башни, которая прежде затрудняла использование внутреннего пространства, будет обыграна для устройства перформансов и временных выставок. Учредители музея отказались от традиционного подхода к созданию такого рода площадок — сейчас кураторы работают над «экспериментальным форматом». «Поскольку музеев в России и в мире огромное количество, мы решили не идти по проторенному пути. Да и само слово „музей“ тут вряд ли подходит — речь, скорее, идет о многофункциональном пространстве. Мы хотим показывать соединение живописи с наукой, театром, технологиями, психологией. Наши программисты вместе с художниками создают сейчас нейронные сети для связи искусственного интеллекта с инструментами человеческого языка. Дальше эти сети будут наложены на картины — всего около 15 работ — и показаны в нашем музее. Для официального открытия мы готовим проект, который объединит искусственный интеллект, живопись и человека», — рассказывает Ускова. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+