18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Аттракцион невиданной щедрости в Еврейском музее

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» детям и взрослым предлагают проверить, что искусство, особенно модернистское — это прежде всего эмоция

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia. Фото: Лена Авдеева
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia.
Фото: Лена Авдеева

Это первая, насколько помню, выставка, устроенная для маленького зрителя. Маленького и по возрасту, и по росту. Часть картин и графики повешены на уровне глаз ребенка младшего школьного возраста. Несколько работ спрятаны в белой комнате за дверцами — к одной надо подняться по лесенке, к другой — нагнуться. Подняться — к Виктору Пивоварову, а нагнуться — к самому Казимиру Малевичу. В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). За занавеской — по-новогоднему волшебная инсталляция Александра Бродского «Населенный пункт», аквариум с макетом ночного города. Крутанешь за ручку — и зазвенит мелодия, и пойдет снег. Кажется, и одной этой вещи достаточно, чтобы обрадовать мать и дитя, но произведений на выставке 31, и каких!

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Слово «шедевры», встречающееся сегодня в названии каждой второй выставки, здесь простительно: показывают не лучшие, но очень хорошие работы действительно классиков ХХ века. Прекрасная композиция Василия Кандинского, характерный для Альберто Джакометти плоский «Бюст Диего», декоративные «Купальщицы» Наталии Гончаровой, большой холст Ансельма Кифера, неожиданная подвешенная к потолку фигура Маурицио Каттелана. Очень хорош раздел портретов: рисунки Анри Матисса (из Государственного Эрмитажа), великолепный «Набросок головы Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона, поп-артистский человек Роя Лихтенштейна, где вместо головы — сыр (составить портрет человека из предметов — известное упражнение для развития творческих способностей).

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку придумали Алексей и Ика Муниповы вместе с семилетней дочерью Соной и для нее. И что важно, «Игра с шедеврами» — их первый опыт выставочного кураторства, безусловно удачный и эффектный, но и спорный. Сокураторами от музея стали Лия Чечик и Ирина Дворецкая (директор детского центра). Но вся идеология, сюжет и тексты — от Муниповых. Выбор работ тоже их, хотя, естественно, собрали не все, что хотели, а то, что смогли. Не каждый музей или коллекционер отдаст свою вещь на выставку для детей: не престижно как-то. Некоторые откликнулись, однако гораздо больше было отказов. Хотя о сохранности работ можно было не беспокоиться: она обеспечена.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Идеология же выставки такова: искусство — это прежде всего эмоция, особенно если искусство модернистское. Объяснению и подтверждению столь очевидной мысли отдан первый зал с кураторскими текстами («Чтобы понять искусство, достаточно спросить себя: „Что я сейчас чувствую?“») и многочисленными цитатами из Пабло Пикассо. Зал этот, признаюсь, скучный, но так и задумано: сначала немного поскучаем, потом развлечемся. Вообще, на мой взгляд, дидактического и разъяснительного на выставке многовато.

В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). Фото: Еврейский музей и центр толерантности
В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс).
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Разъяснениям про эмоции посвящено и несколько игровых работ художника экспозиции Алексея Трегубова. Они показаны отдельно от произведений классиков и довольно остроумно придуманы, но все равно близкое соседство с шедеврами их губит. Для выставки Трегубов выстроил сложное пространство, у которого только один недостаток: выгороженные зальчики маленькие, так что посетителей приходится дозировать.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

То, что выставку делали непрофессиональные кураторы, избавило их от некоторых заморочек музейщиков, например от заботы об освещении картин, запрятанных в глубину ниш, прикрытых дверями. Также для первых произведений — что литературных, что выставочных — характерно стремление автора рассказать про все и сразу. И здесь всего много: размышлений, сопоставлений, фантазии и развлечений — можно посмотреть на себя в зеркало, порисовать, посидеть на полу. Еще на выставке много сделано для слабовидящих.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Мне, признаюсь, хотелось разломать перегородки и повесить собранные работы в ряд на стене, чтобы ничего не мешало испытывать радость, тревогу и восхищение. Но я уже 100 лет как не ребенок, а искушенный зритель, профессионально описывающий и объясняющий искусство. Кстати, моим коллегам на пресс-показе все очень понравилось. В общем, не мне судить, насколько удался эксперимент в Еврейском музее. Но не побоюсь посоветовать родителям сходить с детьми на эту выставку. И самим проверить, что интереснее ребенку: спуститься по желобу или разглядеть картину. Возможно, то и другое, и развлечения не мешают чувствам.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+