Это первая, насколько помню, выставка, устроенная для маленького зрителя. Маленького и по возрасту, и по росту. Часть картин и графики повешены на уровне глаз ребенка младшего школьного возраста. Несколько работ спрятаны в белой комнате за дверцами — к одной надо подняться по лесенке, к другой — нагнуться. Подняться — к Виктору Пивоварову, а нагнуться — к самому Казимиру Малевичу. В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). За занавеской — по-новогоднему волшебная инсталляция Александра Бродского «Населенный пункт», аквариум с макетом ночного города. Крутанешь за ручку — и зазвенит мелодия, и пойдет снег. Кажется, и одной этой вещи достаточно, чтобы обрадовать мать и дитя, но произведений на выставке 31, и каких!
Слово «шедевры», встречающееся сегодня в названии каждой второй выставки, здесь простительно: показывают не лучшие, но очень хорошие работы действительно классиков ХХ века. Прекрасная композиция Василия Кандинского, характерный для Альберто Джакометти плоский «Бюст Диего», декоративные «Купальщицы» Наталии Гончаровой, большой холст Ансельма Кифера, неожиданная подвешенная к потолку фигура Маурицио Каттелана. Очень хорош раздел портретов: рисунки Анри Матисса (из Государственного Эрмитажа), великолепный «Набросок головы Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона, поп-артистский человек Роя Лихтенштейна, где вместо головы — сыр (составить портрет человека из предметов — известное упражнение для развития творческих способностей).
Выставку придумали Алексей и Ика Муниповы вместе с семилетней дочерью Соной и для нее. И что важно, «Игра с шедеврами» — их первый опыт выставочного кураторства, безусловно удачный и эффектный, но и спорный. Сокураторами от музея стали Лия Чечик и Ирина Дворецкая (директор детского центра). Но вся идеология, сюжет и тексты — от Муниповых. Выбор работ тоже их, хотя, естественно, собрали не все, что хотели, а то, что смогли. Не каждый музей или коллекционер отдаст свою вещь на выставку для детей: не престижно как-то. Некоторые откликнулись, однако гораздо больше было отказов. Хотя о сохранности работ можно было не беспокоиться: она обеспечена.
Идеология же выставки такова: искусство — это прежде всего эмоция, особенно если искусство модернистское. Объяснению и подтверждению столь очевидной мысли отдан первый зал с кураторскими текстами («Чтобы понять искусство, достаточно спросить себя: „Что я сейчас чувствую?“») и многочисленными цитатами из Пабло Пикассо. Зал этот, признаюсь, скучный, но так и задумано: сначала немного поскучаем, потом развлечемся. Вообще, на мой взгляд, дидактического и разъяснительного на выставке многовато.
Разъяснениям про эмоции посвящено и несколько игровых работ художника экспозиции Алексея Трегубова. Они показаны отдельно от произведений классиков и довольно остроумно придуманы, но все равно близкое соседство с шедеврами их губит. Для выставки Трегубов выстроил сложное пространство, у которого только один недостаток: выгороженные зальчики маленькие, так что посетителей приходится дозировать.
То, что выставку делали непрофессиональные кураторы, избавило их от некоторых заморочек музейщиков, например от заботы об освещении картин, запрятанных в глубину ниш, прикрытых дверями. Также для первых произведений — что литературных, что выставочных — характерно стремление автора рассказать про все и сразу. И здесь всего много: размышлений, сопоставлений, фантазии и развлечений — можно посмотреть на себя в зеркало, порисовать, посидеть на полу. Еще на выставке много сделано для слабовидящих.
Мне, признаюсь, хотелось разломать перегородки и повесить собранные работы в ряд на стене, чтобы ничего не мешало испытывать радость, тревогу и восхищение. Но я уже 100 лет как не ребенок, а искушенный зритель, профессионально описывающий и объясняющий искусство. Кстати, моим коллегам на пресс-показе все очень понравилось. В общем, не мне судить, насколько удался эксперимент в Еврейском музее. Но не побоюсь посоветовать родителям сходить с детьми на эту выставку. И самим проверить, что интереснее ребенку: спуститься по желобу или разглядеть картину. Возможно, то и другое, и развлечения не мешают чувствам.