18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аттракцион невиданной щедрости в Еврейском музее

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» детям и взрослым предлагают проверить, что искусство, особенно модернистское — это прежде всего эмоция

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia. Фото: Лена Авдеева
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia.
Фото: Лена Авдеева

Это первая, насколько помню, выставка, устроенная для маленького зрителя. Маленького и по возрасту, и по росту. Часть картин и графики повешены на уровне глаз ребенка младшего школьного возраста. Несколько работ спрятаны в белой комнате за дверцами — к одной надо подняться по лесенке, к другой — нагнуться. Подняться — к Виктору Пивоварову, а нагнуться — к самому Казимиру Малевичу. В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). За занавеской — по-новогоднему волшебная инсталляция Александра Бродского «Населенный пункт», аквариум с макетом ночного города. Крутанешь за ручку — и зазвенит мелодия, и пойдет снег. Кажется, и одной этой вещи достаточно, чтобы обрадовать мать и дитя, но произведений на выставке 31, и каких!

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Слово «шедевры», встречающееся сегодня в названии каждой второй выставки, здесь простительно: показывают не лучшие, но очень хорошие работы действительно классиков ХХ века. Прекрасная композиция Василия Кандинского, характерный для Альберто Джакометти плоский «Бюст Диего», декоративные «Купальщицы» Наталии Гончаровой, большой холст Ансельма Кифера, неожиданная подвешенная к потолку фигура Маурицио Каттелана. Очень хорош раздел портретов: рисунки Анри Матисса (из Государственного Эрмитажа), великолепный «Набросок головы Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона, поп-артистский человек Роя Лихтенштейна, где вместо головы — сыр (составить портрет человека из предметов — известное упражнение для развития творческих способностей).

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку придумали Алексей и Ика Муниповы вместе с семилетней дочерью Соной и для нее. И что важно, «Игра с шедеврами» — их первый опыт выставочного кураторства, безусловно удачный и эффектный, но и спорный. Сокураторами от музея стали Лия Чечик и Ирина Дворецкая (директор детского центра). Но вся идеология, сюжет и тексты — от Муниповых. Выбор работ тоже их, хотя, естественно, собрали не все, что хотели, а то, что смогли. Не каждый музей или коллекционер отдаст свою вещь на выставку для детей: не престижно как-то. Некоторые откликнулись, однако гораздо больше было отказов. Хотя о сохранности работ можно было не беспокоиться: она обеспечена.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Идеология же выставки такова: искусство — это прежде всего эмоция, особенно если искусство модернистское. Объяснению и подтверждению столь очевидной мысли отдан первый зал с кураторскими текстами («Чтобы понять искусство, достаточно спросить себя: „Что я сейчас чувствую?“») и многочисленными цитатами из Пабло Пикассо. Зал этот, признаюсь, скучный, но так и задумано: сначала немного поскучаем, потом развлечемся. Вообще, на мой взгляд, дидактического и разъяснительного на выставке многовато.

В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). Фото: Еврейский музей и центр толерантности
В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс).
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Разъяснениям про эмоции посвящено и несколько игровых работ художника экспозиции Алексея Трегубова. Они показаны отдельно от произведений классиков и довольно остроумно придуманы, но все равно близкое соседство с шедеврами их губит. Для выставки Трегубов выстроил сложное пространство, у которого только один недостаток: выгороженные зальчики маленькие, так что посетителей приходится дозировать.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

То, что выставку делали непрофессиональные кураторы, избавило их от некоторых заморочек музейщиков, например от заботы об освещении картин, запрятанных в глубину ниш, прикрытых дверями. Также для первых произведений — что литературных, что выставочных — характерно стремление автора рассказать про все и сразу. И здесь всего много: размышлений, сопоставлений, фантазии и развлечений — можно посмотреть на себя в зеркало, порисовать, посидеть на полу. Еще на выставке много сделано для слабовидящих.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Мне, признаюсь, хотелось разломать перегородки и повесить собранные работы в ряд на стене, чтобы ничего не мешало испытывать радость, тревогу и восхищение. Но я уже 100 лет как не ребенок, а искушенный зритель, профессионально описывающий и объясняющий искусство. Кстати, моим коллегам на пресс-показе все очень понравилось. В общем, не мне судить, насколько удался эксперимент в Еврейском музее. Но не побоюсь посоветовать родителям сходить с детьми на эту выставку. И самим проверить, что интереснее ребенку: спуститься по желобу или разглядеть картину. Возможно, то и другое, и развлечения не мешают чувствам.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+