18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Штудию Рафаэля к фреске «Афинская школа» приводили в порядок четыре года

№71
Материал из газеты

После выпрямления, укрепления и избавления от грибка картон вернулся на прежнее место, в Амброзианскую пинакотеку, где он теперь экспонируется за гигантской 24-метровой витриной

Самый большой из дошедших до наших дней картонов эпохи Возрождения вернулся в прежнюю экспозицию после четырехлетней реставрации, проведенной при финансовой поддержке Ramo, фирмы покойного предпринимателя и коллекционера графики Джузеппе Раболини. Специалистам даже пришлось использовать подъемный кран, чтобы поднять в один из залов картинной галереи в миланской Амброзианской библиотеке стекло площадью 24 кв. м для гигантской новой витрины, где теперь будет храниться отреставрированный картон Рафаэля «Афинская школа» (около 1508). Посвященный произведению зал также отреставрировали — впервые с 1960-х годов. Работы велись по проекту архитектора Стефано Боэри.

Как правило, на картонах прорисовывают только контуры фигур, чтобы проделать по ним череду отверстий, которые затем затирают углем для переноса рисунка на стену. Картон Рафаэля выделяется на  обычном фоне очень высокой степенью проработанности. Для «Афинской школы», самой знаменитой из четырех фресок, созданных в ватиканской Станце делла Сеньятура (папском рабочем кабинете), художник сделал по сути полноразмерный подготовительный рисунок, чтобы продемонстрировать его своему главному покровителю папе Юлию II. Работу также перфорировали, но только для того, чтобы создать новый картон, который был уничтожен в ходе переноса рисунка на стену.

Реставрация картона велась под надзором специалистов из Музеев Ватикана, римского Высшего института консервации и реставрации и Центра консервации и реставрации при дворце Венария. Две основы, из холста и из бумаги, добавленные к произведению в конце XVIII столетия, после того как Наполеон захватил и вывез его во Францию, в некоторых местах разошлись, что отчасти было связано с заражением грибком. А виниловый клей, использованный в ходе реставрации в 1960-е, привел к частичному искривлению картона. Реставраторы сохранили добавленные в XVIII веке слои и укрепили произведение тремя дополнительными слоями японской бумаги и одним слоем холста, выровняв его поверхность.

Новая витрина будет играть ключевую роль в консервации картона. Она оснащена оборудованием для поддержания оптимального освещения и уровня влажности, что позволяет круглосуточно следить за состоянием экспоната. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+