18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Штудию Рафаэля к фреске «Афинская школа» приводили в порядок четыре года

№71
Материал из газеты

После выпрямления, укрепления и избавления от грибка картон вернулся на прежнее место, в Амброзианскую пинакотеку, где он теперь экспонируется за гигантской 24-метровой витриной

Самый большой из дошедших до наших дней картонов эпохи Возрождения вернулся в прежнюю экспозицию после четырехлетней реставрации, проведенной при финансовой поддержке Ramo, фирмы покойного предпринимателя и коллекционера графики Джузеппе Раболини. Специалистам даже пришлось использовать подъемный кран, чтобы поднять в один из залов картинной галереи в миланской Амброзианской библиотеке стекло площадью 24 кв. м для гигантской новой витрины, где теперь будет храниться отреставрированный картон Рафаэля «Афинская школа» (около 1508). Посвященный произведению зал также отреставрировали — впервые с 1960-х годов. Работы велись по проекту архитектора Стефано Боэри.

Как правило, на картонах прорисовывают только контуры фигур, чтобы проделать по ним череду отверстий, которые затем затирают углем для переноса рисунка на стену. Картон Рафаэля выделяется на  обычном фоне очень высокой степенью проработанности. Для «Афинской школы», самой знаменитой из четырех фресок, созданных в ватиканской Станце делла Сеньятура (папском рабочем кабинете), художник сделал по сути полноразмерный подготовительный рисунок, чтобы продемонстрировать его своему главному покровителю папе Юлию II. Работу также перфорировали, но только для того, чтобы создать новый картон, который был уничтожен в ходе переноса рисунка на стену.

Реставрация картона велась под надзором специалистов из Музеев Ватикана, римского Высшего института консервации и реставрации и Центра консервации и реставрации при дворце Венария. Две основы, из холста и из бумаги, добавленные к произведению в конце XVIII столетия, после того как Наполеон захватил и вывез его во Францию, в некоторых местах разошлись, что отчасти было связано с заражением грибком. А виниловый клей, использованный в ходе реставрации в 1960-е, привел к частичному искривлению картона. Реставраторы сохранили добавленные в XVIII веке слои и укрепили произведение тремя дополнительными слоями японской бумаги и одним слоем холста, выровняв его поверхность.

Новая витрина будет играть ключевую роль в консервации картона. Она оснащена оборудованием для поддержания оптимального освещения и уровня влажности, что позволяет круглосуточно следить за состоянием экспоната. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+