18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каждый год по «леонардо»

В преддверии 500-летней годовщины со дня смерти великого Леонардо да Винчи вспоминаем сенсации: сколько раз за последние десять лет внезапно появлялись его неизвестные прежде работы. Оказывается, каждый год находят по одному новому «леонардо», а иногда даже по два

2019 год: скульптура Мадонны со смеющимся Младенцем

В феврале этого года Франческо Кальиоти (Francesco Caglioti), профессор истории искусств из Неаполитанского университета, объявил о своей находке, вернее, о новой атрибуции. По его мнению, терракотовая фигурка из британского Музея Виктории и Альберта, которая традиционно приписывается различным мастерам итальянского Возрождения (в последний период — Антонио Росселино), на самом деле является работой Леонардо да Винчи.

Чем кончилось: в Музее Виктории и Альберта говорят, что впервые мысль о том, что эта скульптура является работой Леонардо, была высказана еще в 1899 году (в числе многих прочих вариантов). И вежливо добавляют, что «музей приветствует дискуссию с коллегами по всему миру». Эксперты по да Винчи относятся к этой атрибуции скептически.

2018 год, октябрь: фрески в Дощатом зале Кастелло Сфорца

О том, что Леонардо расписывал миланский замок Сфорца, было известно из письменных источников всегда, а в XIX веке там обнаружили отдельные участки росписи, над которыми шла медленная реставрационная работа. В 2018 году миланские власти объявили, что раскрытая монохромная фреска имеет площадь около 100 кв. м. Изображает она, по большей части, ветви деревьев, а также некий пейзажный фон.

Чем кончилось: в 2019 году обещали открыть это пространство для туристов.

2018 год, июнь: керамический рельеф с изображением архангела Гавриила

Эрнесто Солари — энтуазист, более 30 лет занимающийся разгадкой тайн Леонардо да Винчи, — рассказал на пресс-конференции об обретении самого раннего произведения художника, созданного им в возрасте 19 лет. По его словам, небольшое керамическое панно с профильным изображением архангела, которое много веков хранилось в знатной итальянской семье, скрывает зашифрованную подпись художника (единственный достоверный автограф мастера находится на контракте по написанию «Мадонны в скалах» от 25 апреля 1483 года в Государственном архиве Милана).

Чем кончилось: владельцы говорили о том, что были бы не против продать предмет итальянскому государству, однако новостей ни о чем подобном не появилось. Осенью 2018 года этот полихромный рельеф, а также машина по изготовлению подобных плиток, аналогичная той, на которой он мог быть изготовлен, выставлялись в римском Museo Leonardo Da Vinci Experience (основная экспозиция которого состоит из репродукций работ художника и механизмов, построенных по его чертежам). Ведущий эксперт по творчеству художника Мартин Кемп заявил про панно, что «вероятность авторства Леонардо меньше нуля. Сезон глупостей про Леонардо никак не закончится».

2018 год, январь: «Чудо святого Донато из Ареццо»

В коллекции американского Вустерского художественного музея многие годы хранится картина, приписывавшаяся Лоренцо ди Креди — художнику из мастерской Верроккьо, где в молодости работал да Винчи. В марте музей открыл выставку «Тайна вустерского Леонардо», на которой попытался доказать, что авторство следует пересмотреть. Ради этой выставки в США из Лувра привезли «Благовещение» мастерской Верроккьо (Лувр указывает совместное авторство ди Креди и да Винчи, под вопросом). По мнению интернациональных кураторов выставки, в «Чуде святого Донато», которое, как и «Благовещение», происходит из алтаря Мадонна ди Пьяцца дель Дуомо в Пистойе, также опознается работа двух различных мастеров. Леонардо, как они считают, написал правую фигуру — святого епископа. (Другие сохранившиеся части того же алтаря приписывают кисти ди Креди и Перуджино.)

Чем кончилось: на сайте музея картина «атрибутируется Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди». Любопытно, что изначально, в первой половине XX века, картина поступила в музей как работа Леонардо, но была «разжалована» до Лоренцо ди Креди из-за мнения Бернарда Беренсона, главного в те времена специалиста по Ренессансу в США, выдвинутого им на основе черно-белой фотографии.

2017 год: «Мона Ванна» («Мона Нуда»)

Рисунок с изображением обнаженной Моны Лизы, хранящийся во французском Музее Конде (замок Шантийи), последние 150 лет считался работой ученика мастера — Салаи или Франческо Мельци. В преддверии юбилея была опубликована версия эксперта Лувра, что все-таки это работа самого Леонардо. При этом, согласно экспертизе, некоторая часть штриховки однозначно выполнена правшой, коим да Винчи не был. Рисунок, судя по проколам, служил эскизом для создания живописного полотна, ныне утраченного.

Чем кончилось: в госкаталоге музеев Франции — базе Joconde (символичное совпадение названия) — рисунок сегодня фигурирует как «Леонардо да Винчи (школа)». Однако французы явно намерены упрочить авторство. С 1 июня по 6 октября 2019 года в Музее Конде в Шантийи пройдет выставка «Обнаженная Мона Лиза». На ней покажут, помимо рисунка-образца, написанные по нему леонардесками картины маслом с изображениями обнаженной Джоконды, расскажут о проведенных анализах и экспертизах рисунка, а также продемонстрируют, как «Мона Нуда» повлияла на школу Фонтенбло и знаменитые портреты Дианы де Пуатье в ванне.

2016 год: «Святой Себастьян»

Французский доктор на пенсии принес в аукционный дом Tajan пачку из 15 рисунков, доставшихся ему по наследству. В одном из них эксперт аукциона Тадди Прат заподозрил руку Леонардо да Винчи. Предположительно, этот лист происходит из Атлантического кодекса. Сразу же была опубликована информация, что ориентировочная стоимость находки составляет €15 млн.

Чем кончилось: в январе 2017 года рисунок официально объявили национальным достоянием Франции. Присвоение этого статуса означает, что государство получило 30 месяцев на то, чтобы выкупить его у частного владельца, однако Франция решила этого не делать. В ноябре 2018 года Tajan заявил, что выставит рисунок на аукцион в июне 2019 года, причем рассчитывает выручить за него более €20 млн.

2015 год

Удивительное дело, в этом году ни одного нового произведения Леонардо не было обнаружено, зато из других новостей мы узнали о следующих «сенсациях»: опознании ранее неизвестного портретного изображения художника на гравюре Маркантонио Раймонди (июнь); обнаружении наидостовернейших костей самой госпожи Джоконды (сентябрь) и трех других картин под красочным слоем «Моны Лизы» (декабрь).

2014 год: терракотовая голова

Снова речь идет об Эрнесто Солари, который позже найдет рельеф «Архангел Гавриил». На этот раз он обратил свое внимание на терракотовую голову из частной коллекции, выполненную в манере школы Верроккьо. Солари опубликовал книгу на тему «истинного авторства» скульптуры и устроил презентацию.

Чем кончилось: в 2016 году в Миланском французском институте (Institut français Milano) прошла выставка, где можно было увидеть эту голову, Солари был ее куратором. Там же показывали другую скульптуру «работы» Леонардо, история которой тянется с 1970–80-х годов: тогда историк искусства Карло Педретти нашел в частной коллекции статуэтку всадника 25 см высотой и предположил, что это модель, сделанная Леонардо для неосуществленного памятника Шарлю д’Амбуазу. Начиная с 2010-х годов с этой восковой фигурки делают сертифицированные бронзовые отливки, продаваемые по $25–30 тыс.

2013 год: портрет Изабеллы д'Эсте

В октябре из сейфа одного из швейцарских банков в Лугано извлекли полотно с изображением маркизы Изабеллы д’Эсте. Работа, очевидно, была выполнена по хорошо известному рисунку Леонардо (1499, Лувр). Принадлежность картины кисти Леонардо подтвердил известный эксперт по творчеству художника 85-летний Карло Педретти (позже он заявил, что никогда подобного не говорил). Эта находка, если верить словам экспертов в журнальных публикациях, должна была перевернуть историю искусства, а цена ее могла достигнуть $100 млн.

Чем кончилось: картина в сейфе нашлась в ходе совместного расследования, которое вели итальянские и швейцарские правоохранительные органы. Дело было связано с тайной продажей этой картины за €95 млн, незаконным вывозом ее за пределы Италии и, возможно, уклонением от налогов. В апреле 2018 года кассационный суд окончательно утвердил приговор владельцу картины Э. Чеккини из Пезаро и посреднику при сделке. Прокуратура направила запрос о реституции картины из Швейцарии, по возвращении эксперты смогут начать нормальную экспертизу работы, хотя большинство из них сегодня называют авторство сомнительным. Мартин Кемп, в свою очередь, еще в самом начале просто отметил, что эта картина написана на холсте, а Леонардо никогда так не делал.

2012 год, август: «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»

Медсестра Фиона Макларен, делая ремонт в своем доме в Шотландии, обратила внимание на старую картину. Эксперты подтвердили, что работа была написана в эпоху Возрождения, и владелица решила, что речь идет о Леонардо да Винчи. Кроме того, по ее мнению, на картине изображена не Мария с младенцем Христом, а Мария Магдалина со своим сыном от Иисуса, то есть произведение связано с тайными еретическими культами Ренессанса. Стоимость картины, по мнению владелицы, составляет $100 млн.

Чем кончилось: госпожа Макларен в 2012 году опубликовала книгу о своей картине и читает о ней лекции (речь там идет не только о живописи, но и о тайном потомстве Христа). Согласно новости от января 2018 года, теперь она хочет продать ее, чтобы создать на эти деньги благотворительный фонд для сирот. Аукцион хочет устроить в 2019 году, в юбилейный год художника.

2012 год, март: фреска «Битва при Ангиари» в палаццо Веккьо

Еще одна фреска, о существовании и местонахождении которой было известно из письменных источников всегда. Инновационные краски Леонардо обветшали с такой скоростью, что уже полвека спустя, в 1563 году, Джорджо Вазари сделал поверх нее новую роспись, с изображением другой битвы. Искусствовед Маурицио Серачини призывал открыть фреску с 1970-х годов, сумел найти финансирование и убедить власти. В 2012 году он рассказал, что его команда просверлила шесть крошечных отверстий в верхнем слое фрески Вазари. И, судя по взятым зондами образцам, позади нее находится полость, где сохранилась первоначальная работа Леонардо. Взятые образцы красок соответствуют по химическому составу пигментам с других работ да Винчи. Мэр Флоренции призвал итальянское правительство удалить произведение Вазари, чтобы открыть миру работу гения.

Чем кончилось: дальнейших работ по раскрытию не проводилось, многие ученые отнеслись к докладу Серачини скептически. С 23 февраля 2019 года по 12 января 2020 года в палаццо Веккьо будет работать специальный выставочный маршрут «Леонардо да Винчи, по следам битвы при Ангиари», посвященный утраченной фреске, где покажут ее копии, видеофильм о ее поисках и т.п.

2011 год: «Спаситель мира»

Картина, многие годы считавшаяся работой ученика Леонардо, в 2011 году предстала на выставке в Лондонской национальной галерее как переатрибутированное произведение Леонардо. В следующие годы она установила рекорды стоимости: сначала ее в частной сделке продали русскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву за $127 млн, а в 2018 году она стала самой дорогой картиной в мире, когда Департамент по культуре и туризму Абу-Даби купил ее на Christie’s за $450 млн. Многие эксперты, тем не менее, продолжают сомневаться в авторстве да Винчи.

Чем кончилось: в конце 2018 года западные ученые обнаружили давно известный русским специалистам факт: в собрании московского ГМИИ им. А.С.Пушкина хранится «Спаситель мира» Джампетрино с надписью, указывающей на происхождение картины из коллекции Карла I Стюарта (забавно, что 100 лет назад эта картина тоже приписывалась Леонардо). Это уничтожило один из важных пунктов в доказательстве авторства Леонардо у «Спасителя мира» Рыболовлева — Абу-Даби. Также в прошлом году СМИ подняли тревогу: картина должна была появиться в экспозиции Лувра — Абу-Даби, но, по слухам, была доставлена какому-то арабскому шейху и уже многие месяцы ее никто не видел.

2010 год: «Ла Белла Принчипесса»

Признанный эксперт по Леонардо да Винчи Мартин Кемп выпустил в соавторстве с Пастелем Коттом книгу, в которой утверждал, что данный рисунок — работа мастера. Ранее на аукционах, где этот рисунок фигурировал, выдвигались разные версии его авторства, включая немецких художников-назареев начала XIX века.

Чем кончилось: после переатрибуции в открытую продажу этот рисунок (оцениваемый в $160 млн) никогда не поступал, он находится в частной коллекции, и его владелец отвергает все предложения. В 2015 году фальсификатор Шон Гринхалх написал в тюрьме книгу «История подделки», в которой утверждал, что нарисовал портрет в 1978 году с продавщицы в супермаркете, однако доказать свое заявление не смог.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+