Первого апреля 1919 года в Веймаре, де-факто столице Веймарской республики, открылась новая школа прикладного искусства. Ее 100-летие отмечается не только в Германии, но и по всему миру, например в Дели и Сан-Паулу.
Полное название школы звучало как Staatliches Bauhaus — буквально «государственный дом строительства», но на протяжении века она была известна по второй части — просто как «Баухаус». Основанный Вальтером Гропиусом и пришедший на смену ранее существовавшей в Веймаре школе дизайна, первый Баухаус прожил до 1925 года. В результате противодействия все сильнее склонявшихся вправо властей Тюрингии он был вынужден закрыться 31 марта, но на следующий же день заработал в саксонском Дессау. Второй Баухаус просуществовал семь лет, пока в 1932 году уже местные нацистские городские власти не закрыли и его. В последний период своего существования, продлившийся всего девять месяцев, школа работала в здании заброшенной телефонной фабрики в Берлине и закрылась под давлением гестапо.
Страна, когда-то преследовавшая Баухаус и его ведущих представителей, теперь прилагает все усилия, чтобы они заняли заслуженное место в общественном сознании. Юбилей отмечают по всей Германии кукольными и балетными спектаклями, VR-инсталляциями и десятками выставок, освещающих различные стороны наследия Баухауса, например его издательскую деятельность (в Музее Гутенберга в Майнце) или влияние на современную фотографию (в NRW-Forum в Дюссельдорфе). Ключевым событием юбилейного года станет открытие двух новых музеев — в Веймаре и Дессау.
Первым (6 апреля) распахнет свои двери Музей Баухауса в Веймаре, возведенный по проекту Хайке Ханады (р. 1964). Светлый минималистский куб в нежную горизонтальную полоску из матового стекла, поставленный на высокий бетонный цоколь, с выставочным пространством в 2 тыс. кв. м обошелся в €23 млн. В пятиэтажном здании будет представлено 1 тыс. объектов из старейшей в мире коллекции дизайна Баухауса, включая знаменитый чайник Марианны Брандт, стулья Марселя Бройера, картины Пауля Клее и Лионеля Фейнингера, мебель Людвига Миса ван дер Роэ.
Кроме того, в марте в Веймаре шедевры Баухауса можно увидеть еще на 11 местных площадках. А 18 мая будет открыто после реставрации единственное в городе дошедшее до наших дней здание эпохи Баухауса. Хаус-ам-Хорн был построен по проекту преподавателя Баухауса Георга Мухе для первой выставки школы в 1923 году. Эта постройка должна была продемонстрировать принципы новой эстетики функционализма. Обставленный мебелью, созданной студентами Баухауса, такими как Бройер и Альма Зидхофф-Бушер, Хаус-ам-Хорн выступал образцом идеального современного жилища, от крыши до крана на кухне. Здание включено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; изменения, внесенные жильцами дома, устранили, и все вернули к первоначальному виду.
Школа, над старомодностью которой подтрунивал один из основателей общества De Stijl Тео ван Дусбург, совершила резкий поворот в 1923 году. В 1919-м Гропиус видел Баухаус в перспективе Уильяма Морриса. «Мы должны вернуться к ремеслам! — призывал Гропиус в своем буклете. — Создадим новую гильдию ремесленников без высокомерного разделения на ремесло и искусство!» Четыре года спустя он возвестил о «новом единстве между искусством и технологиями». Ручное производство больше не в моде, в моде — производство массовое или, по крайней мере, его видимость. Эта смена подхода нашла железобетонное воплощение: новое здание Баухауса из стекла и бетона, построенное в Дессау по проекту Гропиуса, неслучайно внешне напоминает фабрику. Помимо него, здесь сохранились дома преподавателей, в которых жили и работали Пауль Клее, Василий Кандинский и другие.
Здание еще одного нового музея Баухауса стоимостью €28 млн, расположенное в муниципальном парке Дессау, уже достроено. Это конструкция из бетона, стекла и стали, возведенная по проекту молодого барселонского бюро Addenda Architects. Архитектор был выбран в ходе открытого конкурса из 831 проекта. На выходящем в парк нижнем этаже будут устраиваться временные выставки и мероприятия, а в закрытом «черном ящике» на верхнем этаже расположится постоянная экспозиция предметов из коллекции Баухауса. Музей начнет свою работу 8 сентября.
Несмотря на все попытки Баухауса представить свое производство как конвейерное, оно было от него бесконечно далеко. Изготовление ламп WG 24 Вильгельма Вагенфельда, как и стульев «Василий» Марселя Бройера, по-прежнему оставалось ручным, медленным и чрезвычайно дорогостоящим. Это приводило в бешенство Ханнеса Мейера, сменившего Гропиуса на посту директора Баухауса. Коммунист в душе, встав во главе школы в 1928 году, Мейер провозгласил третью революцию — под девизом “Volksbedarf, statt Luxusbedarf”, то есть «Потребности людей вместо роскоши». Он проработал в этой должности два года. (В 1931-м Мейер с группой учеников отправился в СССР строить рабочие поселки в новом стиле, и эта поездка обернулась трагедией: его жену расстреляли, сын попал в детский дом.) И только последний директор Баухауса Людвиг Мис ван дер Роэ превратил его в более прозаичное место, наконец-то соответствующее своему названию, — в школу архитектуры с оборудованными на ее территории мастерскими.
Новое музейное здание в честь 100-летия школы получит и Берлин, но только в 2022 году. Здание Архива Баухауса, построенное по проекту Гропиуса, временно закрыто. До недавнего времени здесь работали архив, выставочное пространство и библиотека, но площадка перестала справляться с удвоившимся в последнее десятилетие потоком посетителей. По задумке берлинского архитектора Фолькера Штааба пристройка увеличит площадь здания в два раза. Помимо выставочного пространства, в ней будет кафе и магазин. Пока же ведется строительство, Архив Баухауса отправится в гости к Берлинской галерее с большой выставкой «Настоящий Баухаус» (она откроется 6 сентября). Авторы экспозиции на примере 14 баухаусных объектов проанализируют взаимоотношения между уникальными произведениями и массовым производством. В их числе — сделанная Эрихом Консемюллером фотография сидящей на стуле Бройера модели в маске.
Полная программа празднования 100-летия Баухауса в Германии доступна на сайте bauhaus100.com.
Музей Баухауса в Веймаре
www.bauhausmuseumweimar.de
Новый музей в городе, где в 1919 году возникла школа Баухаус. Пятиэтажный белый куб вместит 1 тыс. экспонатов из старейшей коллекции произведений, созданных преподавателями и учениками школы, в их числе картины Пауля Клее и мебель Людвига Миса ван дер Роэ.
С 6 апреля
Триеннале модернизма
www.triennale-der-moderne.de
Вершиной празднования 100-летия Баухауса в Германии станет Триеннале модернизма, которая охватит сразу три города. В каждом из них откроются новые выставки, пройдут концерты и множество образовательных программ.
26–29 сентября (Веймар)
4–6 октября (Дессау)
11–13 октября (Берлин)
Дом Миса ван дер Роэ в Берлине
www.miesvanderrohehaus.de
Во время директорства в Баухаусе Людвиг Мис ван дер Роэ построил себе дом в деревне Лемке под Берлином. Его студенты часто бывали у него в гостях, изучая принципы функционализма прямо на натуре. Сейчас дом можно посетить, и внутри идет серия выставок под общим названием «Аванти-аванти-100».
До конца декабря
Фестиваль Курта Вайля в Дессау
www.kurt-weill-fest.de
27-й Фестиваль Курта Вайля в этом году посвящен 100-летию Баухауса и носит название «Кураж новизны». Его программа связывает музыкальное новаторство с экспериментами в дизайне и архитектуре. На фестиваль приедет Уте Лемпер, художница и исполнительница песен Вайля (1900–1950).
1–13 марта