18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще один образ матушки-императрицы

№70
Материал из газеты

Специалисты мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея завершили работу над бюстом Екатерины II, выполненным неизвестным мастером XVIII века

Фрагменты скульптуры в очень плохом состоянии хранились в фондах ГРМ с 1920-х годов. Скорее всего, мраморный бюст пострадал от вандалов во время революции. «Фактически это были два больших куска мрамора, очень сильно загрязненные и искалеченные, — рассказала нашему коррес­понденту Белла Топоркова, ведущий специалист мастерской. — Но очевидно было, что работа старая, не позднее XVIII века, и очень хотелось вернуть ей изначальный облик».

В собрании музея насчитывается не один десяток изображений Екатерины II, ее живописных и скульп­турных портретов. Самые известные бюсты были выполнены с натуры выдающимися мастерами своего времени: Этьеном Фальконе, Федотом Шубиным, Мари-Анн Колло. По мнению реставраторов, работа неизвестного мастера стилем и пластикой больше всего напоминает Иоганна Эстеррейха, работавшего во второй половине XVIII столетия. Его портрет императрицы также находится в собрании ГРМ.

Несколько лет назад реставратор Олег Иванов провел предварительные исследования, очистил мрамор от грязи, соединил оба фрагмента — торс и голову. К сожалению, Иванов не смог довести работу до конца: некоторое время назад он скончался от тяжелой болезни. Его коллеги решили завершить дело, начатое этим специалистом. «Количество утрат было огромное. Особенно пострадало лицо, — рассказала Белла Топоркова, — не было носа, губ, подбородка, левой брови. Детали выполнялись в пластилине, гипсе, в финале использовали мраморную крошку со связующими составами, соблюдая главный принцип современной реставрации — обратимость всех воссозданий».

Воссоздавая облик императрицы, Топоркова учитывала все скульптурные и живописные изображения, хранящиеся в фондах музея, а также пластику оригинальной работы. Каждый этап обсуждался на совете, в который входили искусствоведы и реставраторы. «Портретов Екатерины неизвестных мастеров довольно много, ее часто изображали как придворные живописцы и скульп­торы, так и приезжавшие в Россию зарубежные искатели чинов и карьеры, — говорит Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры ГРМ. — Сама императрица довольно критично относилась к работам даже маститых авторов. В одном из писем она, например, напоминает Фальконе, какими слабыми бывают иногда его портреты». По мнению Карповой, бюст, отреставрированный музеем, вероятнее всего, был выполнен иностранным мастером. Кем — пока загадка, Эстеррейх не единственная версия. Специалисты не теряют надежды найти какие-то новые документы, которые дали бы ответ.  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+