18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейный обмен между Россией и США может быть возобновлен

Первой ласточкой, возможно, станет совместный проект петербургского Эрмитажа и нью-йоркского МоМА

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал The Art Newspaper, что в марте состоится встреча экспертов из министерств иностранных дел России и США, посвященная проблемам культурного обмена между двумя странами. «Я надеюсь, что экспертам удастся подготовить проект соглашения, благодаря которому у нас появится возможность планировать крупные проекты», — сказал он, намекнув, что, возможно, речь идет о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем современного искусства (МоМА).

Нынешняя ситуация с отсутствием обмена выставками восходит к 2010 году, когда окружной суд в Вашингтоне обязал Россию передать американской еврейской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона и выплачивать по $50 тыс. в день за неисполнение судебного решения. Россия этого решения не приняла, и книги — частично национализированные большевиками, частично трофейные — остались на территории страны (часть из них доступна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и почти все — в оцифрованном виде в Российской государственной библиотеке). С тех пор Россия опасается предоставлять принадлежащие ей произведения искусства во временное пользование американским институциям, поскольку они могут быть конфискованы в обеспечение судебного постановления. Хотя теоретически Госдепартамент США имеет право запретить конфискацию предоставленных во временное пользование произведений искусства.

Обсуждению этой проблемы, уже десять лет блокирующей музейный обмен между странами, в середине февраля был посвящен семинар «Поиски пути: мягкая дипломатия», состоявшийся в Музее Мидоуза при Южном методистском университете в техасском Далласе. Главной на мероприятии, организованном совместно с Ассоциацией директоров художественных музеев, стала беседа между директором МоМА Гленном Лоури и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

«Мы находимся в странной ситуации, когда на личном уровне отношения между кураторами и музейными работниками двух стран, пожалуй, лучше, чем когда-либо», — сказал Гленн Лоури. Однако на официальном уровне в вопросах, касающихся обмена выставками, «положение беспрецедентно сложное». Михаил Пиотровский вспомнил многочисленные прошлые совместные проекты и подтвердил мнение коллеги: «Теперь все это под угрозой. В наших силах возродить сотрудничество, и необходимо подумать, как это осуществить».

По мнению директора Эрмитажа, основное препятствие заключается в культурных различиях. «Это вопрос доверия. Русский думает: „Дайте мне слово, этого будет достаточно. Скажите мне, что выставка вернется в Россию, дайте мне личную гарантию“. В Америке все должно быть оформлено законодательно… А для нас законодательства недостаточно», — сказал он.

Михаил Пиотровский также предположил, что, вероятно, «мы могли бы начать со скромных обменов — одно полотно с одной стороны на одно полотно с другой — и активно привлекать к ним внимание, чтобы показать, что это в принципе возможно».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+