Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой рассказал The Art Newspaper, что в марте состоится встреча экспертов из министерств иностранных дел России и США, посвященная проблемам культурного обмена между двумя странами. «Я надеюсь, что экспертам удастся подготовить проект соглашения, благодаря которому у нас появится возможность планировать крупные проекты», — сказал он, намекнув, что, возможно, речь идет о сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и нью-йоркским Музеем современного искусства (МоМА).
Нынешняя ситуация с отсутствием обмена выставками восходит к 2010 году, когда окружной суд в Вашингтоне обязал Россию передать американской еврейской организации «Хабад» библиотеку ребе Шнеерсона и выплачивать по $50 тыс. в день за неисполнение судебного решения. Россия этого решения не приняла, и книги — частично национализированные большевиками, частично трофейные — остались на территории страны (часть из них доступна в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и почти все — в оцифрованном виде в Российской государственной библиотеке). С тех пор Россия опасается предоставлять принадлежащие ей произведения искусства во временное пользование американским институциям, поскольку они могут быть конфискованы в обеспечение судебного постановления. Хотя теоретически Госдепартамент США имеет право запретить конфискацию предоставленных во временное пользование произведений искусства.
Обсуждению этой проблемы, уже десять лет блокирующей музейный обмен между странами, в середине февраля был посвящен семинар «Поиски пути: мягкая дипломатия», состоявшийся в Музее Мидоуза при Южном методистском университете в техасском Далласе. Главной на мероприятии, организованном совместно с Ассоциацией директоров художественных музеев, стала беседа между директором МоМА Гленном Лоури и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.
«Мы находимся в странной ситуации, когда на личном уровне отношения между кураторами и музейными работниками двух стран, пожалуй, лучше, чем когда-либо», — сказал Гленн Лоури. Однако на официальном уровне в вопросах, касающихся обмена выставками, «положение беспрецедентно сложное». Михаил Пиотровский вспомнил многочисленные прошлые совместные проекты и подтвердил мнение коллеги: «Теперь все это под угрозой. В наших силах возродить сотрудничество, и необходимо подумать, как это осуществить».
По мнению директора Эрмитажа, основное препятствие заключается в культурных различиях. «Это вопрос доверия. Русский думает: „Дайте мне слово, этого будет достаточно. Скажите мне, что выставка вернется в Россию, дайте мне личную гарантию“. В Америке все должно быть оформлено законодательно… А для нас законодательства недостаточно», — сказал он.
Михаил Пиотровский также предположил, что, вероятно, «мы могли бы начать со скромных обменов — одно полотно с одной стороны на одно полотно с другой — и активно привлекать к ним внимание, чтобы показать, что это в принципе возможно».