18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Барельефы Меркурова со стадиона «Динамо» пытаются пристроить в московские музеи

Владельцы стадиона решили не оставлять барельефы на прежнем месте и ведут переговоры с московскими музеями — однако желающих получить весьма объемный экспонат пока не нашлось

Барельефы советского скульптора-монументалиста Сергея Меркурова были установлены на портиках Южного и Северного фасадов стадиона «Динамо» в 1930-х годах. В 2008 году инвестор и застройщик «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“» демонтировал их во время глобальной реконструкции спортивного сооружения, в конечном итоге обернувшейся практически полной его перестройкой. Планировалось, что после реставрации барельефы вернутся на фасад, затем их решили заменить копиями, а приведенные в порядок оригиналы выставить на территории комплекса, сделав центром многофункционального арт-пространства «Динамо». «Спасенные барельефы Меркурова заслужили к себе исключительного внимания. Это будет своеобразный вариант выставки одной картины, в роли которой выступят легендарные рельефы», — рассказывала тогда Ольга Мягких, управляющий директор проекта «Арена парк ивентс» и директор службы специальных программ банка ВТБ.

Однако сейчас хозяева стадиона отказались и от этой идеи, начав переговоры с московскими музеями о передаче барельефов, на реставрацию которых, по нашим данным, «ВТБ Арена» потратила несколько лет и более $100 тыс. Пресс-служба управляющей компании «Динамо», инвестора и застройщика «ВТБ Арены», отметила, что пока претендент на получение экспоната не выбран и что главное — «обеспечить барельефам надлежащее хранение, и чтобы все желающие могли их увидеть в свободном доступе».

За последние несколько месяцев представители «ВТБ Арена» обращались с предложением принять работу Меркурова в Третьяковскую галерею, Музей Москвы, Музей архитектуры им. Щусева, однако везде получили отказ. Основное затруднение вызывает гигантский размер барельефов: длина двух фризов превышает 32 м, а высота — около 12 м.

Любопытно, что в список потенциальных новых владельцев пока что не попала ВДНХ, где нет проблем со свободными пространствами для больших композиций. С выставкой связана творческая судьба Сергея Меркурова (он делал рельефы для павильона «Космос», а также ныне не существующие памятник Иосифу Сталину и скульптуру «Рабочий-полиграфист»).

По мнению правнука скульптора, Антона Меркурова, занимающегося сохранением наследия предка, «происходящее с барельефами — явное нарушение законодательства». «Барельефы — часть стадиона „Динамо“ и не могут быть отчуждены. Если ВТБ не нужны барельефы, я думаю, найдутся желающие их выкупить — притом что это так же незаконно, как и передать барельефы в сторонний музей на любых условиях. Как бы мы ни сражались за посетителей музеев, на стадионе зрителей будет не меньше. Несмотря на все обещания, на наших глазах исчезает история», — считает он.

Похожий сюжет разворачивается и с бассейном в спорткомплексе «Лужники». Построенное в 1956 году здание планировали реконструировать, но вскоре снесли и возвели на его месте новое, большее по площади. Его фасады декорированы увеличенными копиями исторических барельефов, выполненных в свое время знаменитым трио скульпторов «ЛеСС» — Владимиром Лемпортом, Вадимом Сидуром и Николаем Силисом. Предполагалось, что после реставрации оригиналы разместят в холле нового сооружения. Остались ли в силе эти планы, в «Лужниках» нам пока не ответили.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+