18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

День рождения Малевича отметили в Киеве научной конференцией

На Международном форуме «Новая генерация: художник и его поколение», посвященном 140-летию со дня рождения Казимира Малевича, говорили об украинском модернизме

На четыре дня Киев стал международным центром изучения феномена искусства 20–30-х годов прошлого века. «Нам было очень важно, чтобы на форуме встретились люди, которые занимаются исследованием истории искусства одного и того же периода, — рассказала Татьяна Филевская, куратор, одна из организаторов форума. — Например, Андрей Бояров исследует львовский модернизм, а Евгений Деменок — одесский, и они впервые познакомились у нас, участвуя в одном круглом столе. Нам важно, чтобы эти региональные истории были включены в общую картину истории искусств Украины и чтобы эта история попала в сферу внимания мирового академического сообщества».

Свои доклады для специалистов и гостей форума прочитали председатель Общества Малевича из Великобритании Кристина Лоддер, профессор университета в американском штате Огайо Мирослава Мудрак, историк искусства из Канады Олег Ильницкий, французский искусствовед, специалист по русскому авангарду Жан-Клод Маркаде, директор фонда «Культурный центр Харджиева — Чаги» (Нидерланды) Шенг Схейен, представители Фонда Архипенко (Лондон) и многие другие. 

Центр современного искусства М17, где проходил форум, — известное в Киеве место. Частная галерея, принадлежавшая украинскому бизнесмену и коллекционеру Андрею Адамовскому, арендует это помещение у Союза художников Киева уже девять лет. Как рассказала Наталия Шпитковская, директор центра, полгода назад фонд, основанный Адамовским, принял решение запустить в этих стенах новый проект. Так родилась идея создать на базе бывшей галереи центр современного искусства, сохранив уже известное имя — М17. 

Название форуму дал журнал «Новая генерация» («Нова ґенерацiя»), который издавал в Харькове в 1927–1930 годах лидер и теоретик украинского футуризма Михаил Семенко. Несколько лет с журналом сотрудничал Казимир Малевич, живший и преподававший в Киеве в 1928–1930 годах. В тот период художник готовился к целой серии своих выставок в Берлине, Вене, Москве и Цюрихе, открывших Европе масштаб его личности.

«С моей точки зрения, Малевич оказал огромное влияние на все искусство первой половины XX века, — считает Шенг Схейен, нидерландский исследователь русского искусства. — Для меня Малевич — художник масштаба Пикассо, один из десяти крупнейших художников XX века. Его достижения последнего периода творчества, фигуративные работы второго крестьянского цикла, на мой взгляд, намного значительнее, чем неоклассические работы Пикассо 1920-х годов». Как рассказал Шенг Схейен, в своей новой книге «Авангардисты», посвященной истории художников авангарда, он раскрывает их связи с государственными структурами, их работу советскими чиновниками. По словам исследователя, ему удалось найти и опубликовать новые документы, которые подтверждают тесную связь родственника Малевича Евгения Кацмана (Малевич и Кацман были женаты на родных сестрах) с органами ОГПУ-НКВД. Впервые в этой книге будут полностью опубликованы письма Кацмана Ленину.

На форуме в Киеве прошла презентация книги «Казимир Малевич: киевский аспект». Это сборник статей 18 авторов, которые занимались исследованием истории искусства 1920–1930-х годов в целом и конкретно творчеством Малевича, опираясь на публикации в журнале «Новая генерация». Литературовед Ярына Цимбал выяснила, что Малевича к сотрудничеству с журналом пригласил Светозар Драгоманов, известный украинский переводчик, публицист, двоюродный брат Леси Украинки. В книге впервые опубликовано письмо Малевича видному украинскому писателю и публицисту Алексею Полторацкому, члену редколлегии журнала.

В рамках форума состоялась также национальная премьера документального фильма «Малевич» (режиссеры — Игорь Малахов и Владимир Луцкий, авторы идеи — Ольга Захарова и Татьяна Филевская). «Мы исследовали не только детали биографии Малевича, но и историю его связи с кинематографом, — рассказала Татьяна Филевская. — О том, что он хотел сделать фильм по своему сценарию и рисункам, уже известно, есть даже воспоминания о встречах художника с режиссером Гансом Рихтером, который хотел это снять. Мы использовали компьютерную графику и воссоздали идеи художника на основе его рисунков, хранящихся в архиве Музея Гетти. И сделали два видеоролика, которые включили в фильм». 

Во время работы над фильмом его авторам удалось сделать неожиданное открытие и в биографии Казимира Малевича — установить точный адрес дома, где он родился. Во всех публикациях о художнике сказано, что его семья жила в доме 15 по улице Бульонская (в советское время — улица Боженко, сейчас — улица Малевича). Снимая эпизод о рождении первенца в семье Малевичей, авторы фильма обнаружили, что в церковных книгах указан другой дом — усадьба на улице Жилянской, где жила Мария Оржеховская, родная тетя будущего художника.

Подделки работ Малевича — одна из самых острых тем, обсуждавшихся на форуме. Оживление вызвал доклад «Малевич на Западе: открытие и восприятие» профессора славистики из канадского Университета Манитобы, искусствоведа и куратора Мирослава Шкандрии, редактора книги Дэвида Хареля «Малевич: потерянные картины». Это история частной коллекции с работами художников-авангардистов первого ряда: Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер. По словам владельца, они происходят из некоего «спецхрана» Национального художественного музея Украины и подлинность их подтверждена «известными европейскими специалистами».

Вступивший в дискуссию искусствовед и куратор Константин Акинша уточнил, что заключения о подлинности этого собрания Дэвиду Харелю выдала «некая лаборатория из Кельна, пользующаяся в кругах экспертов очень сомнительной репутацией, а коллекция многократно отвергалась аукционными домами и музейными институциями Европы». Рассказал Акинша также о подделках работ украинских художников 1920–1930-х годов. К распространению этих подделок, по его словам, причастны и сами украинские историки искусства, которые, особенно в 1970-е годы, когда практически ничего не было известно об украинском авангарде, визировали сомнительные работы как подлинные.

«К сожалению, история украинского модернизма еще не написана, это надо сделать, и прошедший форум — серьезный шаг на этом долгом и непростом пути, — считает Константин Акинша. — Я намеренно говорю „модернизм“, потому что страшно не люблю термин „авангард“ — ни „русский“, ни “украинский“. Никто из художников того времени не называл себя авангардистом! Авангард в советской стране был один, и футбольные клубы называли не в честь товарища Малевича, а в память цитаты Ленина — „партия — авангард рабочего класса“. Художники называли себя футуристами, конструктивистами — кем угодно, только не авангардистами. Название появилось в конце 1970-х годов, когда западному арт-рынку потребовалась торговая марка».

Форум «Новая генерация: художник и его поколение» организовала и провела негосударственная общественная организация «Центр современного искусства М17» при участии и поддержке Adamovskiy Foundation, Национального художественного музея Украины, Киевского культурно-художественного и музейного комплекса «Мыстецькый арсенал». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+