18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Американский минималист Карл Андре наконец дождался максимальной ретроспективы

Долгое время классик ХХ века оставался изгоем в собственной стране, и на то были причины.

В 1958 году молодой Карл Андре отложил резец скульптора, отказался от работы в мастерской и начал собирать строительные материалы (кирпичи, медную плитку, куски дерева), складывая из них элементарные трехмерные конструкции или выкладывая на полу геометрические рисунки. Тем самым Андре свел язык скульптуры к первичным элементам: квадрату, линии и кубу. Результат радикальных экспериментов теперь уже классика минималистской скульптуры Карла Андре и решил представить Dia Art Foundation.

Это первая за 36 лет полная ретроспектива художника на его родине в США. Дело в том, что в 1985 году Андре фигурировал как основной подозреваемый в смерти своей жены, художницы Аны Мендьеты, выпавшей во время семейной ссоры из окна их нью-йоркской квартиры на 34 этаже. И хотя через три года скульптора признали невиновным, не вся нью-йоркская арт-тусовка в это поверила. Андре стал изгоем в собственной стране, хотя музеи и галереи во всем мире его охотно выставляли и выставляют. Его нью-йоркский дилер Пола Купер вспоминает, что в 1987 году с выставки Андре в ее галерее купили только одну работу. Так что нынешняя выставка 78-летнего скульптора, которая представляет в хронологическом порядке все этапы его творчества, предлагает абстрагироваться наконец от темных пятен в биографии Андре и еще раз переосмыслить его вклад в искусство 1960–1970-х.

Основное выставочное пространство отдано под скульптуру, включая и знаменитую серию Андре Элементы (1960-е) из деревянных блоков одинакового размера, композиции из кирпичей на полу (Эквиваленты, 1966) и новые работы, как, например, Неаполитанский прямоугольник (2010). Нижний уровень выставочного пространства посвящен поэтическим экспериментам Андре 1960-х, его ассамбляжам и мейл-арту, почти незнакомым зрителю. Что касается поэзии Андре, то таковой ее можно назвать весьма условно: на самом деле это набранные на пишущей машинке слова, выложенные в геометрические узоры на 600 больших листах. Они выставлены в 18 деревянных боксах, спроектированных художником в 1970-е годы, по 20 листов в каждой, и в течение выставки их дважды поменяют местами. «Карл хочет, чтобы их воспринимали как рукописи, а не как рисунки, — говорит один из кураторов выставки Ясмил Рэймонд. — У него не было мастерской, и поэзия стала способом структурирования пространства и формы. Печатная машинка заменила ему, если хотите, мастерскую».

Ассамбляжи же Андре до этой выставки не выставлялись вообще, поскольку создавались как подарки друзьям. После показа в Биконе выставка отправится в Национальный центр искусств королевы Софии в Мадриде, затем в берлинский Гамбургер-Банхов и Музей современного искусства в Париже.
Dia Art Foundation
Карл Андре. Скульптура как место

Бикон
До 2 марта 2015 года

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+