18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Американский минималист Карл Андре наконец дождался максимальной ретроспективы

Долгое время классик ХХ века оставался изгоем в собственной стране, и на то были причины.

В 1958 году молодой Карл Андре отложил резец скульптора, отказался от работы в мастерской и начал собирать строительные материалы (кирпичи, медную плитку, куски дерева), складывая из них элементарные трехмерные конструкции или выкладывая на полу геометрические рисунки. Тем самым Андре свел язык скульптуры к первичным элементам: квадрату, линии и кубу. Результат радикальных экспериментов теперь уже классика минималистской скульптуры Карла Андре и решил представить Dia Art Foundation.

Это первая за 36 лет полная ретроспектива художника на его родине в США. Дело в том, что в 1985 году Андре фигурировал как основной подозреваемый в смерти своей жены, художницы Аны Мендьеты, выпавшей во время семейной ссоры из окна их нью-йоркской квартиры на 34 этаже. И хотя через три года скульптора признали невиновным, не вся нью-йоркская арт-тусовка в это поверила. Андре стал изгоем в собственной стране, хотя музеи и галереи во всем мире его охотно выставляли и выставляют. Его нью-йоркский дилер Пола Купер вспоминает, что в 1987 году с выставки Андре в ее галерее купили только одну работу. Так что нынешняя выставка 78-летнего скульптора, которая представляет в хронологическом порядке все этапы его творчества, предлагает абстрагироваться наконец от темных пятен в биографии Андре и еще раз переосмыслить его вклад в искусство 1960–1970-х.

Основное выставочное пространство отдано под скульптуру, включая и знаменитую серию Андре Элементы (1960-е) из деревянных блоков одинакового размера, композиции из кирпичей на полу (Эквиваленты, 1966) и новые работы, как, например, Неаполитанский прямоугольник (2010). Нижний уровень выставочного пространства посвящен поэтическим экспериментам Андре 1960-х, его ассамбляжам и мейл-арту, почти незнакомым зрителю. Что касается поэзии Андре, то таковой ее можно назвать весьма условно: на самом деле это набранные на пишущей машинке слова, выложенные в геометрические узоры на 600 больших листах. Они выставлены в 18 деревянных боксах, спроектированных художником в 1970-е годы, по 20 листов в каждой, и в течение выставки их дважды поменяют местами. «Карл хочет, чтобы их воспринимали как рукописи, а не как рисунки, — говорит один из кураторов выставки Ясмил Рэймонд. — У него не было мастерской, и поэзия стала способом структурирования пространства и формы. Печатная машинка заменила ему, если хотите, мастерскую».

Ассамбляжи же Андре до этой выставки не выставлялись вообще, поскольку создавались как подарки друзьям. После показа в Биконе выставка отправится в Национальный центр искусств королевы Софии в Мадриде, затем в берлинский Гамбургер-Банхов и Музей современного искусства в Париже.
Dia Art Foundation
Карл Андре. Скульптура как место

Бикон
До 2 марта 2015 года

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+