18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Арт-уик-энд

Каждую неделю мы будем выбирать три события — выставки, лекции, экскурсии и мастер-классы, которые рекомендуем посетить. В этот раз — скульптуры Жака Липшица, тандем Казимира Малевича и нганасанов, а также новые квесты для детей в Третьяковке

Справка

Финисаж выставки скульптур Жака Липшица

Последний шанс попасть на ретроспективу Жака Липшица (1891–1973) в Московском музее современного искусства на Петровке, 25. Экспозиция открыта до 3 марта включительно.

Это первая в России выставка Липшица, который считается одним из самых значительных скульпторов ХХ века, ярким представителем Парижской школы наряду с Пикассо, Модильяни и Сутиным, Габо и Архипенко. В Москву привезли три десятка его бронзовых скульптур и множество графических набросков. К финисажу выставки в эти выходные подготовлена специальная программа — авторские экскурсии и мастер-классы для детей (необходима предварительная регистрация на сайте).

Хаим-Якоб Липшиц родился в еврейской семье в Литве (тогда — территория Российской империи). В 18 лет перебрался в Париж, где стал Жаком и обосновался в студии на Монпарнасе, в эпицентре самых смелых художественных экспериментов того времени. Уже в 1920-х он был известным и состоявшимся скульптором. Его выставляли, о нем писали монографии, его кубистские работы пользовались успехом у коллекционеров. С началом Второй мировой войны, еще до оккупации Франции и начала гонений на евреев, Липшиц уехал в США. В 1957-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) состоялась его большая ретроспектива.

Абстрактные композиции в духе кубизма и вполне реалистичные скульптурные портреты великих современников (Гертруда Стайн, Жан Кокто и другие), графика на мифологические сюжеты — в экспозиции на Петровке представлены все грани таланта Жака Липшица. Выставка подготовлена в рамках празднования 70-летия образования Израиля. Липшиц симпатизировал новому государству, неоднократно приезжал в страну, выполнил несколько скульптур для Иерусалима, где и был похоронен. Позже его брат Рувим завещал наследие скульптора иерусалимскому Музею Израиля, который располагает теперь самой обширной коллекцией работ Жака Липшица. Значительную часть произведений на московскую выставку передала престижная международная Marlborough Gallery, которая многие годы представляет работы скульптора на арт-рынке.

Еще…

Справка

Таймыр, русский авангард и современное искусство

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Таймыр. Гений места». Проект, инициированный Агентством развития Норильска, не ограничивается этнографической экспозицией, которая знакомит с историей и природой полуострова, а также культурой коренных народов. Предметы религиозного культа древнейшего народа Таймыра — нганасан, ритуальные маски одного из самых малочисленных народов мира — энцев, народные костюмы представлены в диалоге с произведениями русского авангарда и работами современных художников. На выставке можно увидеть авангардные композиции Казимира Малевича, тарелки по эскизам Николая Суетина, живопись Василия Ватагина, работы Франциско Инфанте и Вячеслава Колейчука, стереокартины Константина Худякова и видеодокументацию перформанса Милы Введенской, которая также стала автором эффектного художественного оформления экспозиции.

Один из ударных разделов выставки — зал «Малевич и нганасаны», где представлены самобытные костюмы этого северного народа, украшенные геометрическим орнаментом и раскрашенные в красные, черные и белые цвета. Напротив выставлены абстрактные композиции Казимира Малевича из собрания Московского музея современного искусства. Куратор Кирилл Гаврилин убедительно доказывает, что с коллекцией нганасанских вещей русские художники могли познакомиться еще на рубеже 1900-х — 1910-х годов в музеях Санкт-Петербурга, где были представлены предметы, привезенные в столицу из северных экспедиций. Таким образом, влияние культуры северных народов на русский авангард можно сравнить с тем воздействием, которое оказала скульптура Африки и Океании на сложение кубизма и экспрессионизма в Европе.

Еще…

Справка

Детские квесты в Третьяковке

Государственная Третьяковская галерея запустила новый занимательный маршрут по постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке для детей семи лет и старше. Музей предлагает познакомиться с историей русского искусства XVIII–XIX веков в форме квеста. Это не экскурсия, а игра-бродилка, когда дети вместе с музейным педагогом и костюмированными персонажами, Масляной Краской и Холстом, путешествуют по залам галереи, рассматривают детали картин Брюллова, Федотова, Шишкина, Васнецова, разгадывают зашифрованные в них загадки и даже примеряют на себя роль музейных сотрудников, наклеивая этикетки к картинам в красочном путеводителе.

Для того чтобы ребенок мог принять участие в квесте, родителям необходимо собрать группу детей до восьми человек (плюс один сопровождающий взрослый) и приобрести экскурсионную путевку на любой из воскресных сеансов в промежутке между 11:30 и 15:30. Купить билеты на квест можно на сайте, выбрав возрастную категорию; есть два формата — для детей семи-восьми и девяти-десяти лет.

Еще…
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+