18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из пыли к миллионам: история «утраченного „караваджо“»

Картину, которая теперь считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, в июне выставят на торги с эстимейтом £86–129 млн

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно нашли полотно, которое приписывают Караваджо. С момента обнаружения его судьба привлекает пристальное внимание как мировых экспертов, часть которых не согласна с атрибуцией, так и широкой публики. Сейчас картина экспонируется в лондонской галерее Colnaghi, а в июне ее собираются выставить на торги в тулузском La Halle aux Grains. Мы вспоминаем ее путь от безвестности на пыльном чердаке до топов новостей.

Апрель 2014 года: 23 апреля аукциониста Марка Лабарба приглашают в тулузский дом для оценки большого полотна. По имеющейся информации, в какой-то момент в дом проникли воры, которые вынесли ряд ценных вещей, но не стали брать картину, посчитав, что она ничего не стоит. На полотне изображена сцена из истории Юдифи, молодой вдовы из Ветилуи, которая спасла родной город от осады ассирийцев, очаровав и обезглавив полководца Олоферна.

Правительство Франции налагает 30-месячный запрет на вывоз произведения за пределы страны, пока эксперты рассматривают вопрос о его подлинности.

Апрель 2016 года: 12 апреля, после двух лет исследований и в том числе трехнедельного изучения в лабораториях Лувра, находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием.

Специалист по старым мастерам Эрик Тюркен рассказывает, что «эксперты, искусствоведы, реставраторы-консерваторы и рентгенологи изучали картину в обстановке строжайшей секретности». Он добавляет, что хотя «консенсуса [касательно подлинности] нет, я и не стремлюсь к консенсусу. Например, атрибуцию дублинского полотна [имеется в виду картина «Поцелуй Иуды», атрибутированная Караваджо в 1991 году] в 2003 году еще продолжали критиковать. Караваджо прямо-таки создан для бесконечных споров».

Другой специалист по Караваджо, Мина Грегори, сообщает The New York Times, что считает картину копией кисти фламандского художника Луи Финсона. В ответ на вопрос, поставила ли эта находка специалистов по творчеству Караваджо перед новой дилеммой, Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, говорит: «Это не дилемма и даже не совсем неожиданность, поскольку мнения касательно атрибуции разделились». Тюркен тем временем настаивает: «Я более чем уверен, что картина — утраченное полотно Караваджо, которое [фламандский художник] Франс Пурбус видел в 1607 году».

Ноябрь 2016 года: Картину впервые выставляют в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок с шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606). Директор пинакотеки Джеймс Брэдберн говорит, что выставка «Караваджо. Вопрос атрибуции» дает широкой публике уникальную возможность сравнить обе картины.

Решение экспонировать спорное полотно вызывает полемику, и искусствовед Джованни Агости выходит из консультативного совета пинакотеки в знак протеста против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

Январь 2019 года: запрет на экспорт снимают после отказа Лувра приобрести это произведение. После того как картина получает разрешение на свободное перемещение, Тюркен говорит Le Figaro: «Это позволило нам незамедлительно начать реставрацию. Но решение о продаже будет принято не раньше, чем завершатся все работы. Все будет зависеть от владельцев и от аукциониста в Тулузе, который представляет их интересы».

Февраль 2019 года: произведение привозят в Лондон в галерею Colnaghi на выставку, которая продлится до 9 марта, после чего оно вернется в Тулузу, где летом будет выставлено на торги. Тюркен говорит, что «это будет аукцион без резерва. Это будут настоящие торги без гарантий, без всей этой ерунды, самый настоящий аукцион», и высказывает предположение, что покупателем, вероятнее всего, станет музей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+