18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Из пыли к миллионам: история «утраченного „караваджо“»

Картину, которая теперь считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, в июне выставят на торги с эстимейтом £86–129 млн

В 2014 году на чердаке дома на юге Франции случайно нашли полотно, которое приписывают Караваджо. С момента обнаружения его судьба привлекает пристальное внимание как мировых экспертов, часть которых не согласна с атрибуцией, так и широкой публики. Сейчас картина экспонируется в лондонской галерее Colnaghi, а в июне ее собираются выставить на торги в тулузском La Halle aux Grains. Мы вспоминаем ее путь от безвестности на пыльном чердаке до топов новостей.

Апрель 2014 года: 23 апреля аукциониста Марка Лабарба приглашают в тулузский дом для оценки большого полотна. По имеющейся информации, в какой-то момент в дом проникли воры, которые вынесли ряд ценных вещей, но не стали брать картину, посчитав, что она ничего не стоит. На полотне изображена сцена из истории Юдифи, молодой вдовы из Ветилуи, которая спасла родной город от осады ассирийцев, очаровав и обезглавив полководца Олоферна.

Правительство Франции налагает 30-месячный запрет на вывоз произведения за пределы страны, пока эксперты рассматривают вопрос о его подлинности.

Апрель 2016 года: 12 апреля, после двух лет исследований и в том числе трехнедельного изучения в лабораториях Лувра, находку показывают прессе, а министр культуры Франции объявляет ее национальным достоянием.

Специалист по старым мастерам Эрик Тюркен рассказывает, что «эксперты, искусствоведы, реставраторы-консерваторы и рентгенологи изучали картину в обстановке строжайшей секретности». Он добавляет, что хотя «консенсуса [касательно подлинности] нет, я и не стремлюсь к консенсусу. Например, атрибуцию дублинского полотна [имеется в виду картина «Поцелуй Иуды», атрибутированная Караваджо в 1991 году] в 2003 году еще продолжали критиковать. Караваджо прямо-таки создан для бесконечных споров».

Другой специалист по Караваджо, Мина Грегори, сообщает The New York Times, что считает картину копией кисти фламандского художника Луи Финсона. В ответ на вопрос, поставила ли эта находка специалистов по творчеству Караваджо перед новой дилеммой, Ричард Спир, эксперт по итальянскому барокко из Принстонского университета, говорит: «Это не дилемма и даже не совсем неожиданность, поскольку мнения касательно атрибуции разделились». Тюркен тем временем настаивает: «Я более чем уверен, что картина — утраченное полотно Караваджо, которое [фламандский художник] Франс Пурбус видел в 1607 году».

Ноябрь 2016 года: Картину впервые выставляют в музее — в миланской Пинакотеке Брера — бок о бок с шедевром Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1605–1606). Директор пинакотеки Джеймс Брэдберн говорит, что выставка «Караваджо. Вопрос атрибуции» дает широкой публике уникальную возможность сравнить обе картины.

Решение экспонировать спорное полотно вызывает полемику, и искусствовед Джованни Агости выходит из консультативного совета пинакотеки в знак протеста против «некритического» представления картины, которая «не только является частной собственностью, но и выставлена на продажу».

Январь 2019 года: запрет на экспорт снимают после отказа Лувра приобрести это произведение. После того как картина получает разрешение на свободное перемещение, Тюркен говорит Le Figaro: «Это позволило нам незамедлительно начать реставрацию. Но решение о продаже будет принято не раньше, чем завершатся все работы. Все будет зависеть от владельцев и от аукциониста в Тулузе, который представляет их интересы».

Февраль 2019 года: произведение привозят в Лондон в галерею Colnaghi на выставку, которая продлится до 9 марта, после чего оно вернется в Тулузу, где летом будет выставлено на торги. Тюркен говорит, что «это будет аукцион без резерва. Это будут настоящие торги без гарантий, без всей этой ерунды, самый настоящий аукцион», и высказывает предположение, что покупателем, вероятнее всего, станет музей.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+