18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Судьбу «Ай-Петри» Куинджи решит реставрационный совет

Похищенная, а потом возвращенная на выставку в Третьяковке картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» вернулась в Русский музей в ореоле славы

«Теперь это, наверное, самая известная картина Куинджи после его „Лунной ночи на Днепре“», — сказала на встрече с журналистами по поводу возвращения полотна в Государственный Русский музей Галина Кречина, ведущий научный сотрудник, хранитель музея.

«Ай-Петри. Крым» была похищена на глазах посетителей Третьяковской галереи с ретроспективы художника в конце января этого года. Благодаря записям с камер наблюдения похититель был установлен и найден в тот же день, он сообщил следователям, где спрятал картину, и уже через несколько дней «Ай-Петри. Крым» снова появилась в Третьяковке.

В родной Русский музей картина Куинджи, которая до того хранилась в запасниках и только иногда участвовала во временных выставках, вернулась в блеске славы. Теперь только ленивый, говоря о Русском музее и художнике Куинджи, не поминает кражу «Ай-Петри».

А еще картина обзавелась обновкой: Третьяковская галерея подарила ей специальное защитное и антибликовое стекло. Как подчеркнули на встрече с прессой сотрудники ГРМ, стекло очень дорогое и пока единственное в музее. В 1980-е годы, после нападения на «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже, ГРМ начал закрывать свои шедевры стеклами. Но стекла того времени больше вредили картинам, чем защищали их. Они искажали изображение, мешали увидеть живопись. И вскоре от этой затеи отказались по эстетическим соображениям.

Картина «Ай-Петри. Крым» поступила в музей еще в 1930-е годы, за это время она ни разу серьезно не реставрировалась, поскольку была, по мнению специалистов, в хорошем состоянии. И даже сейчас оно не внушает реставраторам опасений.

«Картине ничего не угрожает. Мы ее осмотрели вместе с сотрудниками Третьяковки, затем уже здесь, в Русском музее, ею занялись наши специалисты, — рассказала Наталья Романова, ведущий художник-реставратор. — Правда, на полотне появились две царапины (одна — справа у кромки, другая — у кромки внизу), вероятно, в результате неумелого обращения похитителя с полотном. Но царапины не представляют опасности для сохранности живописного слоя».

Дальнейшую судьбу картины решит реставрационный совет, который состоится в этом месяце. А ГРМ уже провел выставку одной картины. На ней и всех последующих выставках картина всегда будет экспонироваться за подаренным ей защитным стеклом.

Музейный магазин оперативно отреагировал на драматические события в Москве и выпустил целую серию сувениров с изображением «Ай-Петри». Теперь посетители Русского музея могут купить футболки, сумки и даже кухонные фартуки с рисунком синих крымских гор.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+