18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Решетки Рашида Араина: политический манифест с национальным характером

№71
Материал из газеты

Ретроспектива современного британского художника в «Гараже»

Рашид Араин (р. 1935) — один из тех людей, которые меняют мир. Он не только художник, но и политик от искусства. Началось все в 1960-е, когда молодой инженер из Пакистана решил стать художником и пере­ехал в Лондон. Здесь Араин попал под влияние скульптора-минималиста Энтони Каро, кстати тоже имевшего инженерное образование. Араин увлекся скульптурой, в основе которой лежали геометрические модули. Художник утверждает, что эти решетчатые образы пришли ему во сне, когда он увидел фантастическую 30-метровую конструкцию из решеток. 

В начале 1970-х Араин завоевал первое признание, получив несколько премий. Однако его не хотела продвигать ни одна британская галерея, да и в музеях художника не ждали. Он считал, что из-за его происхождения. Тогда в Араине и проснулось «политическое сознание». Он даже присоединился к движению «Черные пантеры», боровшемуся за права цветных, выпускал бюллетень с агитационными коллажами, который раздавал на улице. В 1975 году он написал «Предварительные записки к Черному манифесту» с призывом к «борьбе с империалистической культурой и системой».

А его перформанс «Пакистанский ублюдок» (1977), в котором он изображал художника, больше похожего на криминального авторитета, отражал расистские настроения в британском обществе. В «Золотом теленке» (1987) в решетчатую структуру с портретами Мэрилин Монро работы Энди Уорхола Араин встроил изображение убитого пакистанца, транслируя таким образом безразличие Запада к бедствиям стран третьего мира, — дело было во время ирано-иракской войны. В работе «Ярмарка и любовь» (1985) внедрил в решетку портреты моделей-азиаток, рекламирующих отбеливающий крем. Свою борьбу он вел и в журнале «Третий текст», критикуя политику неоколониализма. А в 1989 году курировал выставку «Другая история» с произведениями художников-британцев, выходцев из бывших колоний. 

В Музее современного искусства «Гараж» представлены работы художника за 60 лет его карьеры — от ранних, созданных еще в родном Карачи и минималистских, до поздних скульптур, в которых модернизм приобретает национальный колорит. Специально для «Гаража» Араин создал скульптуру «Оммаж Татлину». А в последние недели выставки можно будет увидеть его перформанс «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и гимнастики цигун. 

Музей современного искусства «Гараж»
Рашид Араин. Ретроспектива
8 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+