18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Старые мастерицы» в музеях России

К 8 Марта мы решили рассказать о художницах-иностранках XVII–XVIII веков, чьи картины хранятся в российских музеях

На дворе сезон эмансипации. Историки искусства занимаются переатрибуцией работ, прежде считавшихся мужскими. Лондонская Галерея Тейт объявила о планах на пять крупных персональных выставок известных художниц. На Sotheby’s с триумфом проходят торги с новыми рекордами на картины, написанные женщинами. Венский Бельведер устроил выставку художниц, пострадавших от нацизма. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина обещают в 2020 году показать большую феминистическую выставку, одной из героинь которой станет Артемизия Джентилески. Вообще России все завидуют из-за многочисленности и таланта наших «амазонок авангарда». Но к 8 Марта мы решили вспомнить художниц-иностранок XVII–XVIII веков, чьими картинами владеют наши музеи.


Элизабетта Сирани

Государственный Эрмитаж

Увы, самой Джентилески в наших собраниях не имеется, но не пропустите полотна ее младшей современницы Элизабетты Сирани — видной представительницы болонской школы. Ее отец-художник был учеником Гвидо Рени, чье влияние видно и в творчестве дочери. Когда больной отец был вынужден бросить рисовать, Элизабетта сама возглавила семейную живописную мастерскую, где вместе с ней трудились две ее сестры. Позже, в 1660 году, она открыла школу живописи для женщин и оказалась одной из считаных художниц, принятых в римскую Академию святого Луки.


Джулия Лама

ГМИИ им. А.С.Пушкина

Венецианская художница XVIII века, учившаяся у своего отца, была не очень известна при жизни. Вдобавок ее критиковали за излишнюю грубость и экспрессию живописи, неприличных для дамы эпохи рококо. В ХХ веке, наоборот, она привлекла внимание искусствоведов, которым пришлось проделать большую работу, чтобы вычленить ее наследие среди картин, приписывавшихся Джованни Баттиста Тьеполо и его тезке Джованни Баттиста Пьяццетте (комплимент для любого художника). Примечательная черта ее наследия — множество полуобнаженных мужских тел, что в женском творчестве не одобрялось. Ламу оправдывала тема — это были каноничные религиозные полотна с изображением Христа и мучеников.


Элизабет Виже-Лебрен

Государственный Эрмитаж, загородные дворцы Петербурга, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея

Художница, картина которой побила рекорд на «женских торгах» Sotheby’s этого года, в России хорошо известна. На рубеже XVIII–XIX веков она провела здесь несколько лет, спасаясь от Великой Французской революции и портретируя императорскую семью и аристократов. В Эрмитаже и ГМИИ есть по десятку ее работ, можно изучить ее манеру и в некоторых других музеях. Ретроспектива художницы в 2016 году прошла в парижском Гран-пале и нью-йоркском Метрополитен-музее, а вот России, вероятно, ждать ее еще долго, несмотря на то что материала для подобной экспозиции у нас предостаточно. Пока же на выставке «Аристократический портрет» в Государственном историческом музее можно посмотреть на высококачественные копии по оригиналу Виже-Лебрен несохранившихся портретов графов Салтыковых.


Маргерит Жерар

ГМИИ им. А.С.Пушкина

Современница Виже-Лебрен, о которой сегодня вспоминают еще реже, а зря. Ученица Жана Оноре Фрагонара (он был женат на ее старшей сестре), она писала не только портреты, но и более сложные композиционно жанровые сцены. Первое время ей приходилось продавать свои работы под соусом “sous les yeux de Fragonard” — «сделано под присмотром Фрагонара», чтобы искупить тот факт, что автор — женщина. Позже Жерар все-таки удалось выйти из тени учителя. Она стала одной из первых художниц, заслуживших во Франции славу, и одной из первых, кто стал выставляться на Салоне, когда после революции это разрешили делать женщинам. Жерар было к тому времени 38 лет. В последующие годы она смогла получить там целых три медали — и для мужчины это было сложно.


Аделаида Лабиль-Гиар

ГМИИ им. А.С.Пушкина

Еще одна француженка XVIII века, причем как раз на ее личность стоило бы обратить особое внимание исследователям эмансипации в искусстве. Портреты Лабиль-Гиар имели такой успех, что в 1783 году ее приняли в Королевскую академию художеств (по уставу, там могло числиться не более четырех женщин одновременно). Это вызвало скандал: недоброжелатели распространили памфлет о том, что она вместо своих картин представила работы учителя Франсуа-Андре Венсана («женщина же физически не может так хорошо рисовать»!), а также что она весьма развратна («ведь она в разводе!»). Столкнувшись с подобной мужской агрессией, Лабиль-Гиар основала первую парижскую женскую школу живописи. Во время Великой Французской революции она остается на родине и заставляет академиков признать права художниц. Увы, когда революция заканчивается, эти правила отменяют (равно как и законы о разводе, появившиеся в те годы). Наконец, Лабиль-Гиар становится первой женщиной, которой разрешили иметь собственную мастерскую в здании Лувра.


Ангелика Кауфман

Государственный Эрмитаж

Австрийская художница Ангелика Кауфман, дружившая с Винкельманом и Гете, была весьма популярна в эпоху классицизма. Пятнадцать лет, во второй трети XVIII века, она проработала в Англии, где стала единственной женщиной, принятой в члены Королевской академии художеств. Англичане-художники злобно рисовали ее в голом виде на карикатурах и пускали слухи о ее развратной связи с пожилым Джошуа Рейнолдсом. Кауфман удалось утвердить себя в жанре, обычно для женщин недоступном, — многофигурной исторической (мифологической, религиозной) живописи. Как правило, художницам разрешали работать только в жанрах попроще: портрет, натюрморт, бытовые сценки. Последние годы она провела с итальянским мужем, тоже художником, в Риме. Хоронила ее вся Академия святого Луки, в прощальной процессии несли ее лучшие картины.


Розальба Каррьера

Государственный Эрмитаж

Наряду с Джованни Баттиста Тьеполо она считается одним из главных представителей венецианского рококо. Игривая манера Каррьеры была популярна при всех королевских дворах Европы, тем более что сама художница активно путешествовала, способствуя росту своей славы. Любопытная деталь: огромная производительность Каррьеры стала возможна благодаря тому, что ей активно помогали рисовать обе ее сестры (о чем заказчикам, конечно, не рассказывали). В отличие от Кауфман, художница специализировалась именно на социально одобряемом жанре — портрете, причем портретных миниатюрах на фарфоре и слоновой кости. Что может быть нежнее? К старости Розальба Каррьера начала терять зрение. Операции по удалению катаракты оказались неудачными, и она полностью ослепла.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+