18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Венецианская биеннале объявила программу

В основном проекте биеннале «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» куратора Ральфа Ругоффа участвует 79 художников, но россиян среди них нет — впервые за последние годы

В числе звездных имен главной выставки 58-й Венецианской биеннале — портретист-сатирик Джордж Кондо, Кристиан Марклей, чьи «Часы» шли в «Гараже» и Тейт Модерн, а также Томас Сарасено (его большой проект только что показывали в Пале-де-Токио в Париже). В подавляющем большинстве участники биеннале — это поколение молодых, 30–40-летних художников, причем с успешной международной карьерой. Как, например, Шилпа Гупта, выставка которой «Мой Восток — это твой Запад» стала одной из самых запоминающихся на позапрошлой биеннале. Параллельно с представлением проекта президент Венецианской биеннале Паоло Баратта поделился любопытной статистикой: более половины посетителей последней оказались моложе 26 лет (а в общей сложности прошлую выставку Viva arte viva посмотрели рекордные 615 тыс. зрителей). 

Выставка, названием которой Ругофф выбрал псевдокитайское изречение “May you live in interesting times” (аналогично русскому «не дай вам бог жить в эпоху перемен»), займет Центральный павильон в садах Джардини и продолжится в Арсенале. По словам куратора, искусство хотя и не может препятствовать появлению и развитию национализма и авторитаризма, тем не менее способно быть в некотором смысле проводником в том, как в нынешнюю «эпоху перемен» жить и думать. 

«Выставка определит общие подходы к созданию искусства и его социальную функцию и как удовольствия, и как способа критического мышления. Здесь объединятся художники, которые бросают вызов привычному и открывают для нас новые возможности интерпретации объектов, образов и ситуаций, — искусство такого рода проистекает из практики развития множества точек зрения», — заявил Ругофф в своем кураторском послании. 

Мы писали, что куратором выставки в павильоне России (всего же участников из разных стран будет 90) стал Государственный Эрмитаж, который ранее значился партнером павильона. Однако сейчас организаторы биеннале обозначили это так: «Михаил Пиотровский, Государственный Эрмитаж». В национальной выставке «Евангелие от Луки 15:11–32» участвуют режиссер Александр Сокуров в соавторстве со студентами Института им. Репина и художник Александр Шишкин-Хокусай. Воплощением концепции художника займутся мастерские Большого драматического театра им. Товстоногова, как рассказал его художественный руководитель Андрей Могучий (Шишкин-Хокусай был в театре художником-постановщиком нескольких спектаклей). 

На Венецианской биеннале в этом году отметятся и другие большие российские музеи. ГМИИ им. Пушкина и Stella Art Foundation везут проект «В конце пребывает начало…» в церковь Сан-Фантин. Государственная Третьяковская галерея в Ка’Фоскари покажет выставку «Гелий Коржев. Возвращение в Венецию» (художник участвовал в биеннале в начале 1960-х годов, когда его работы были включены в советскую групповую выставку в нашем павильоне). 

Ближайшая, 58-я Венецианская биеннале пройдет с 11 мая по 24 ноября этого года. Обладателей золотого и серебряного «львов» объявят в первый день работы выставок для публики. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+