Главные стратегические выводы из годового отчета по арт-рынку, подготовленного Art Basel при поддержке банка UBS: уже второй год мировой рынок снова растет, и в основном силами молодежи из Азии. В целом же все как всегда: богатые богатеют, бедные беднеют, искусство вечно.
Исследование мирового арт-рынка, которое ежегодно публикует компания Arts Economics и ее глава доктор Клэр Макэндрю, — основной источник данных для всех арт-аналитиков. Раньше исследование заказывала ярмарка TEFAF, но теперь его спонсирует Art Basel. Тем не менее в нынешнем году, после фальстарта в позапрошлом, TEFAF планирует собственное исследование, результатами которого мы поделимся после его представления 15 марта.
Согласно данным отчета Arts Economics, продажи на мировом арт-рынке в 2018 году достигли $67,4 млрд, что на 6% больше по сравнению с предыдущим годом. Это второй год роста — после двух лет спада (в 2016-м и 2017-м). Крупнейшим рынком остается США ($29,9 млрд и 44% от глобального оборота), Великобритания является вторым по величине рынком ($14 млрд, 21%), Китай — третьим ($12,9 млрд, 19%).
Мировые продажи искусства делят между собой арт-дилеры и аукционы. В последние годы дилеры часто упрекали аукционные дома (особенно самые большие) в том, что их выдавливают с арт-рынка. Хотя прогнозировать чей-либо приоритет в этой области — это все равно что спрашивать, кто сильнее: слон или кит? В 2018 году продажи дилеров, по оценкам Arts Economics, составили $35,9 млрд (на 7% больше, чем в предыдущем году). Продажи на публичных торгах дали $29,1 млрд, увеличившись на 3%.
Наиболее быстрые темпы роста показали крупные галеристы — с оборотом от $10 млн до $50 млн; самые слабые показатели были у небольших дилеров с оборотом ниже $250 тыс. в год. Банальная истина — деньги к деньгам — оправдала себя и тут. В галереях, работающих на первичном рынке (то есть напрямую с художниками, а не перепродавая их работы повторно), в среднем 63% общих продаж приходилось на трех самых востребованных художников, а 42% — вообще на одного ведущего художника.
На аукционах больше половины оборота (61%) дало крошечное количество (1%) самых дорогих лотов, проданных дороже $1 млн. Наиболее весомым разделом на торгах в 2018 году стало послевоенное и современное искусство: оно принесло аукционным домам примерно половину их оборота.
С гендерным равноправием на арт-рынке дела обстоят не так уж плохо. Треть художников (36%), которых галереи представляли в 2018 году на первичном рынке, были женщинами, и продажи их работ принесли треть дохода (32%). Правда, оказалось, что, чем выше стоимость работ, тем меньше среди их авторов женщин. В «конюшне» галерей с оборотом до $1 млн в среднем 38% художниц, а те галеристы, оборот которых превышает $10 млн, допустили в списки своих авторов только 28% женщин.
Основным каналом продаж для арт-дилеров по-прежнему остаются ярмарки, причем значение их растет (до 46% своего оборота галеристы сделали, участвуя в международных ярмарках). В среднем каждый дилер принимал участие в четырех ярмарках в год.
И наконец, открытие года. Все предыдущие опросы показывали, что большинство покупателей искусства — люди немолодые. Например, среди американских коллекционеров (а мы помним, что США — главный в мире рынок искусства) большинство было в возрасте 50 лет и старше. Однако теперь, когда был исследован арт-рынок в Азии, выяснилось, что от трети до половины покупателей там — «миллениалы», то есть люди, родившиеся между 1981 и 2000 годами. Азиатские «миллениалы» оказались чрезвычайно активными и по количеству покупок, и по их стоимости — половина людей, потративших на искусство более $1 млн за последние два года, были 30-летними. А ведь совсем недавно продавцы искусства сокрушались: как продавать его тем, кто гонится не за обладанием, а за впечатлениями и готов, влившись в экономику совместного потребления, пользоваться квартирой и машиной пополам с соседом? Осталось дождаться, когда примеру молодых людей из Сингапура и Гонконга последуют «миллениалы» всего мира.