18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины

Оборот искусства в мире достиг $67,4 млрд, главные деньги приносят самые известные художники и самые дорогие работы, женщинам достается только треть рынка, и «миллениалы» начали покупать — ярмарка Art Basel представила новый отчет

Главные стратегические выводы из годового отчета по арт-рынку, подготовленного Art Basel при поддержке банка UBS: уже второй год мировой рынок снова растет, и в основном силами молодежи из Азии. В целом же все как всегда: богатые богатеют, бедные беднеют, искусство вечно.

Исследование мирового арт-рынка, которое ежегодно публикует компания Arts Economics и ее глава доктор Клэр Макэндрю, — основной источник данных для всех арт-аналитиков. Раньше исследование заказывала ярмарка TEFAF, но теперь его спонсирует Art Basel. Тем не менее в нынешнем году, после фальстарта в позапрошлом, TEFAF планирует собственное исследование, результатами которого мы поделимся после его представления 15 марта.

Согласно данным отчета Arts Economics, продажи на мировом арт-рынке в 2018 году достигли $67,4 млрд, что на 6% больше по сравнению с предыдущим годом. Это второй год роста — после двух лет спада (в 2016-м и 2017-м). Крупнейшим рынком остается США ($29,9 млрд и 44% от глобального оборота), Великобритания является вторым по величине рынком ($14 млрд, 21%), Китай — третьим ($12,9 млрд, 19%).

Мировые продажи искусства делят между собой арт-дилеры и аукционы. В последние годы дилеры часто упрекали аукционные дома (особенно самые большие) в том, что их выдавливают с арт-рынка. Хотя прогнозировать чей-либо приоритет в этой области — это все равно что спрашивать, кто сильнее: слон или кит? В 2018 году продажи дилеров, по оценкам Arts Economics, составили $35,9 млрд (на 7% больше, чем в предыдущем году). Продажи на публичных торгах дали $29,1 млрд, увеличившись на 3%.

Наиболее быстрые темпы роста показали крупные галеристы — с оборотом от $10 млн до $50 млн; самые слабые показатели были у небольших дилеров с оборотом ниже $250 тыс. в год. Банальная истина — деньги к деньгам — оправдала себя и тут. В галереях, работающих на первичном рынке (то есть напрямую с художниками, а не перепродавая их работы повторно), в среднем 63% общих продаж приходилось на трех самых востребованных художников, а 42% — вообще на одного ведущего художника.

На аукционах больше половины оборота (61%) дало крошечное количество (1%) самых дорогих лотов, проданных дороже $1 млн. Наиболее весомым разделом на торгах в 2018 году стало послевоенное и современное искусство: оно принесло аукционным домам примерно половину их оборота.

С гендерным равноправием на арт-рынке дела обстоят не так уж плохо. Треть художников (36%), которых галереи представляли в 2018 году на первичном рынке, были женщинами, и продажи их работ принесли треть дохода (32%). Правда, оказалось, что, чем выше стоимость работ, тем меньше среди их авторов женщин. В «конюшне» галерей с оборотом до $1 млн в среднем 38% художниц, а те галеристы, оборот которых превышает $10 млн, допустили в списки своих авторов только 28% женщин.

Основным каналом продаж для арт-дилеров по-прежнему остаются ярмарки, причем значение их растет (до 46% своего оборота галеристы сделали, участвуя в международных ярмарках). В среднем каждый дилер принимал участие в четырех ярмарках в год.

И наконец, открытие года. Все предыдущие опросы показывали, что большинство покупателей искусства — люди немолодые. Например, среди американских коллекционеров (а мы помним, что США — главный в мире рынок искусства) большинство было в возрасте 50 лет и старше. Однако теперь, когда был исследован арт-рынок в Азии, выяснилось, что от трети до половины покупателей там — «миллениалы», то есть люди, родившиеся между 1981 и 2000 годами. Азиатские «миллениалы» оказались чрезвычайно активными и по количеству покупок, и по их стоимости — половина людей, потративших на искусство более $1 млн за последние два года, были 30-летними. А ведь совсем недавно продавцы искусства сокрушались: как продавать его тем, кто гонится не за обладанием, а за впечатлениями и готов, влившись в экономику совместного потребления, пользоваться квартирой и машиной пополам с соседом? Осталось дождаться, когда примеру молодых людей из Сингапура и Гонконга последуют «миллениалы» всего мира.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+