18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины

Оборот искусства в мире достиг $67,4 млрд, главные деньги приносят самые известные художники и самые дорогие работы, женщинам достается только треть рынка, и «миллениалы» начали покупать — ярмарка Art Basel представила новый отчет

Главные стратегические выводы из годового отчета по арт-рынку, подготовленного Art Basel при поддержке банка UBS: уже второй год мировой рынок снова растет, и в основном силами молодежи из Азии. В целом же все как всегда: богатые богатеют, бедные беднеют, искусство вечно.

Исследование мирового арт-рынка, которое ежегодно публикует компания Arts Economics и ее глава доктор Клэр Макэндрю, — основной источник данных для всех арт-аналитиков. Раньше исследование заказывала ярмарка TEFAF, но теперь его спонсирует Art Basel. Тем не менее в нынешнем году, после фальстарта в позапрошлом, TEFAF планирует собственное исследование, результатами которого мы поделимся после его представления 15 марта.

Согласно данным отчета Arts Economics, продажи на мировом арт-рынке в 2018 году достигли $67,4 млрд, что на 6% больше по сравнению с предыдущим годом. Это второй год роста — после двух лет спада (в 2016-м и 2017-м). Крупнейшим рынком остается США ($29,9 млрд и 44% от глобального оборота), Великобритания является вторым по величине рынком ($14 млрд, 21%), Китай — третьим ($12,9 млрд, 19%).

Мировые продажи искусства делят между собой арт-дилеры и аукционы. В последние годы дилеры часто упрекали аукционные дома (особенно самые большие) в том, что их выдавливают с арт-рынка. Хотя прогнозировать чей-либо приоритет в этой области — это все равно что спрашивать, кто сильнее: слон или кит? В 2018 году продажи дилеров, по оценкам Arts Economics, составили $35,9 млрд (на 7% больше, чем в предыдущем году). Продажи на публичных торгах дали $29,1 млрд, увеличившись на 3%.

Наиболее быстрые темпы роста показали крупные галеристы — с оборотом от $10 млн до $50 млн; самые слабые показатели были у небольших дилеров с оборотом ниже $250 тыс. в год. Банальная истина — деньги к деньгам — оправдала себя и тут. В галереях, работающих на первичном рынке (то есть напрямую с художниками, а не перепродавая их работы повторно), в среднем 63% общих продаж приходилось на трех самых востребованных художников, а 42% — вообще на одного ведущего художника.

На аукционах больше половины оборота (61%) дало крошечное количество (1%) самых дорогих лотов, проданных дороже $1 млн. Наиболее весомым разделом на торгах в 2018 году стало послевоенное и современное искусство: оно принесло аукционным домам примерно половину их оборота.

С гендерным равноправием на арт-рынке дела обстоят не так уж плохо. Треть художников (36%), которых галереи представляли в 2018 году на первичном рынке, были женщинами, и продажи их работ принесли треть дохода (32%). Правда, оказалось, что, чем выше стоимость работ, тем меньше среди их авторов женщин. В «конюшне» галерей с оборотом до $1 млн в среднем 38% художниц, а те галеристы, оборот которых превышает $10 млн, допустили в списки своих авторов только 28% женщин.

Основным каналом продаж для арт-дилеров по-прежнему остаются ярмарки, причем значение их растет (до 46% своего оборота галеристы сделали, участвуя в международных ярмарках). В среднем каждый дилер принимал участие в четырех ярмарках в год.

И наконец, открытие года. Все предыдущие опросы показывали, что большинство покупателей искусства — люди немолодые. Например, среди американских коллекционеров (а мы помним, что США — главный в мире рынок искусства) большинство было в возрасте 50 лет и старше. Однако теперь, когда был исследован арт-рынок в Азии, выяснилось, что от трети до половины покупателей там — «миллениалы», то есть люди, родившиеся между 1981 и 2000 годами. Азиатские «миллениалы» оказались чрезвычайно активными и по количеству покупок, и по их стоимости — половина людей, потративших на искусство более $1 млн за последние два года, были 30-летними. А ведь совсем недавно продавцы искусства сокрушались: как продавать его тем, кто гонится не за обладанием, а за впечатлениями и готов, влившись в экономику совместного потребления, пользоваться квартирой и машиной пополам с соседом? Осталось дождаться, когда примеру молодых людей из Сингапура и Гонконга последуют «миллениалы» всего мира.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+