18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей науки, а не кунсткамера: Политех готовится к открытию

Многолетняя реконструкция основного здания Политехнического музея на Лубянке подходит к концу. Открывающийся в 2020 году музей будет жить по-новому и станет музеем науки, где ее не только показывают, но и двигают вперед

«Мы на глубине девяти с половиной метров. Здесь раньше была земля, этих помещений не существовало», — рассказывает Ираклий Колбая,  глава одного из строительных подразделений «ДОМ.РФ», компании, ведущей строительные работы. Размах сделанного впечатляет: здание, построенное в 1877 году, фактически подвесили на подведенных под него сваях, вынули из-под него почти разрушенный фундамент из песчаника, углубились в грунт на несколько метров и создали новый фундамент и дополнительные подземные помещения для инженерных коммуникаций. Из-за недостатка пространства работы велись без применения спецтехники. На руках вынесли 30 тыс. кубов грунта, на руках, группами по 40 человек, заносили и устанавливали трехтонные колонны.

В итоге площадь музея увеличилась более чем на 15 тыс. кв. м (с 32 774 до 48 074). Будут накрыты стеклянными куполами и начнут активно использоваться внутренние дворы. Временные выставки разместятся даже в чердачном пространстве, куда ранее не ступала нога посетителя. Директор музея Юлия Шахновская уже знает, о чем будет первая временная выставка — об измерении мира, «о расширении границ познаваемого за всю историю человечества».

Если говорить о постоянной экспозиции и в целом о концепции музея, то Политех довольно сильно изменит облик и перестанет быть похожим на кунсткамеру с удивительными вещами (для этих целей создано открытое хранение в технополисе «Москва» в Зеленограде, где для обозрения будет доступна большая часть коллекции, а не 3%, как раньше). «Мы обнаружили, что вернулись к идее отцов-основателей музея, которые придумывали это пространство как просветительский центр, а не как место для хранения вещей, — рассказывает директор. — Это музей науки, посвященный идеям, подходам и методам, которыми пользуется современная наука, исследуя мир вокруг нас». Предусмотрена и историческая часть постоянной экспозиции, она будет рассказывать о «вкладе российских ученых в развитие нашей цивилизации, об эпохальных моментах, когда их участие привело к радикальным скачкам прогресса».

Наука, по словам Шахновской, будет не только демонстрироваться, но и действительно жить в формате публичных лабораторий. «Музей создавался на базе действующих научных лабораторий, — говорит она. — И Тимирязев, и Менделеев имели здесь лаборатории. Сейчас вместе с „Яндексом“ мы делаем пространство, посвященное машинному обучению, большим данным и искусственному интеллекту. Еще будет пространство для „Сколково“ и сколтеховских лабораторий. Идут переговоры со Сбербанком о пространстве, посвященном будущему цифровой экономики, криптовалютам и всему, что с этим связано. Мы начали развивать собственную научную деятельность, вместе с ВШЭ ведем работы по изучению истории науки и техники и будем очень серьезно заниматься образовательными исследованиями». Также запускаются проекты с МГУ, РАН, Британской школой дизайна и другими образовательными и научными институциями. 

Еще одна новость — общественное пространство вокруг музея. Подземные этажи частично превратятся в галереи, благодаря которым можно будет напрямую пройти от Центрального детского магазина на Лубянке до парка «Зарядье». Перед фасадом музея появится открытый амфитеатр, где будут проходить лекции и фестивали. Эта часть проекта должна заработать уже осенью, ко Дню города. Для этого нужно завершить реставрацию фасада. По словам Ираклия Колбая, это гигантский объем работ, к которому будет привлечено 400 профессиональных реставраторов, их сейчас «ищут по всей стране».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+