18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И снова голубь летит

№71
Материал из газеты

Сколько существует Исаакиевский собор в Петербурге, столько он и реставрируется. И этот процесс лучше не прекращать

Реставрация петербургского Исаакиевского собора началась задолго до окончания строительства, которое заняло почти половину XIX века. С той поры необходимость восстановительных работ никогда не исчезала, особенно это касается интерьеров, украшенных монументальной живописью, картинами, мозаиками, позолотой и отделанных лазуритом, малахитом и всей остальной энциклопедией камней. Но сейчас любая активность здесь имеет один контекст, он же подтекст: отдадут ли собор Русской православной церкви?

Смена городской власти в Санкт-Петербурге осенью 2018 года не внесла никакой ясности в этот вопрос. В одном из редких интервью врио губернатора Александр Беглов заметил: «У нас есть федеральный закон о передаче культовых зданий конфессиям. РПЦ имеет право подать заявку о передаче ей культового здания... Сегодня есть договоренности между городом и РПЦ, чтобы в соборе проводились богослужения. Между музеем и церковью нет противоречий».

Несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга пытались добиться внесения изменений в упомянутый закон, которые бы вывели из-под него все музеи, в частности Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», однако их не поддержали даже на местном уровне.

Позиция музейного сообщества очевидна, хотя и высказывается крайне осторожно. Сам музей-памятник старается давать как можно больше информационных поводов, чтобы показать две вещи. Во-первых, достойное сохранение памятника требует постоянной реставрации, проводимой проверенными партнерами и специалистами. И они у музея есть: это и компания «Возрождение Петербурга», которая сейчас работает в соборе, и собственные сотрудники. Во-вторых, просветительская миссия, начиная от экскурсий для всех возрастов и уровней подготовленности и заканчивая регулярными концертами духовной музыки, возможна только при нынешнем музейном статусе собора.

Именно поэтому недавнее завершение реставрации южной части центрального трансепта подавалось как часть большой реставрационной программы, в которой все работы 2018 года — звено важное, но при этом сюжет с обязательным продолжением.

Как пояснил нашему изданию Борис Подольский, заместитель директора музея по эксплуатации, отвечающий за реставрацию собора, чтобы монументальная живопись не отслаивалась от штукатурки, в огромном здании, где помещается 14 тыс. человек, должен поддерживаться строгий температурный режим — 18 плюс-минус 1 градус. В 2016 году в соборе была установлена новая система воздушного отопления, обеспечивающая этот режим. Дальше — «рутинная работа»: удалить старый лак и загрязнения, укрепить красочный слой, нанести новый лак. Затем чистка и заделка трещин на мраморе, расчистка золоченого декора и нанесение нового сусального золота. И так участок за участком, или «колодец» за «колодцем». Нынешний этап стал уже третьим по счету.

В южной части центрального трансепта отреставрированы «Нагорная проповедь» Петра Басина, «Притча о сеятеле» Алексея Никитина, «Притча о милосердном самаритянине» Василия Сазонова, «Ангелы, несущие Евангелие» Петра Шамшина. Общая площадь отреставрированной монументальной живописи — более 72 кв. м.

Главным реставрационным сюжетом минувшего года стали «починка» фонарика собора с воссозданием балюстрады, «висящей» над главным куполом, замена пробкового утепляющего покрытия на конической конструкции внутри купола, реставрация креста, венчающего собор. Реставрация фонарика повлекла необходимость спустить на землю медного посеребренного голубя, символ Святого Духа. Он имеет размах крыльев более 2 м. Заодно голубя почистили от следов коррозии и загрязнений.

Директор музея-памятника Юрий Мудров высоко оценивает результаты: «Проведенные работы выполнены не только высокопрофессионально, но и с особым тактом и трепетным отношением к памятнику. Они будут продолжаться, чтобы посетители могли получить полное впечатление о том, каким проектировали и создавали собор архитектор Огюст Монферран, скульпторы и художники, работавшие вместе с ним. Очень ответственная задача на ближайшие год-два связана и со строительно-реставрационными проблемами. Осенью начнем работы на колоннаде, которые станут более длительными, чем мы ожидали. Климатические условия и разрушительный бег времени сильно влияют на состояние собора, так что работы, как в интерьерах, так и снаружи, практически не прекращаются». 

Все средства на реставрацию — в 2018 году понадобилось 100 млн руб. — музей взял из заработанного на продаже входных билетов и другой сопутствующей деятельности. Впереди у собора реставрация соседнего «колодца», мраморной облицовки фасада в северо-западной части здания... и ожидание своей судьбы. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+