18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И снова голубь летит

№71
Материал из газеты

Сколько существует Исаакиевский собор в Петербурге, столько он и реставрируется. И этот процесс лучше не прекращать

Реставрация петербургского Исаакиевского собора началась задолго до окончания строительства, которое заняло почти половину XIX века. С той поры необходимость восстановительных работ никогда не исчезала, особенно это касается интерьеров, украшенных монументальной живописью, картинами, мозаиками, позолотой и отделанных лазуритом, малахитом и всей остальной энциклопедией камней. Но сейчас любая активность здесь имеет один контекст, он же подтекст: отдадут ли собор Русской православной церкви?

Смена городской власти в Санкт-Петербурге осенью 2018 года не внесла никакой ясности в этот вопрос. В одном из редких интервью врио губернатора Александр Беглов заметил: «У нас есть федеральный закон о передаче культовых зданий конфессиям. РПЦ имеет право подать заявку о передаче ей культового здания... Сегодня есть договоренности между городом и РПЦ, чтобы в соборе проводились богослужения. Между музеем и церковью нет противоречий».

Несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга пытались добиться внесения изменений в упомянутый закон, которые бы вывели из-под него все музеи, в частности Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», однако их не поддержали даже на местном уровне.

Позиция музейного сообщества очевидна, хотя и высказывается крайне осторожно. Сам музей-памятник старается давать как можно больше информационных поводов, чтобы показать две вещи. Во-первых, достойное сохранение памятника требует постоянной реставрации, проводимой проверенными партнерами и специалистами. И они у музея есть: это и компания «Возрождение Петербурга», которая сейчас работает в соборе, и собственные сотрудники. Во-вторых, просветительская миссия, начиная от экскурсий для всех возрастов и уровней подготовленности и заканчивая регулярными концертами духовной музыки, возможна только при нынешнем музейном статусе собора.

Именно поэтому недавнее завершение реставрации южной части центрального трансепта подавалось как часть большой реставрационной программы, в которой все работы 2018 года — звено важное, но при этом сюжет с обязательным продолжением.

Как пояснил нашему изданию Борис Подольский, заместитель директора музея по эксплуатации, отвечающий за реставрацию собора, чтобы монументальная живопись не отслаивалась от штукатурки, в огромном здании, где помещается 14 тыс. человек, должен поддерживаться строгий температурный режим — 18 плюс-минус 1 градус. В 2016 году в соборе была установлена новая система воздушного отопления, обеспечивающая этот режим. Дальше — «рутинная работа»: удалить старый лак и загрязнения, укрепить красочный слой, нанести новый лак. Затем чистка и заделка трещин на мраморе, расчистка золоченого декора и нанесение нового сусального золота. И так участок за участком, или «колодец» за «колодцем». Нынешний этап стал уже третьим по счету.

В южной части центрального трансепта отреставрированы «Нагорная проповедь» Петра Басина, «Притча о сеятеле» Алексея Никитина, «Притча о милосердном самаритянине» Василия Сазонова, «Ангелы, несущие Евангелие» Петра Шамшина. Общая площадь отреставрированной монументальной живописи — более 72 кв. м.

Главным реставрационным сюжетом минувшего года стали «починка» фонарика собора с воссозданием балюстрады, «висящей» над главным куполом, замена пробкового утепляющего покрытия на конической конструкции внутри купола, реставрация креста, венчающего собор. Реставрация фонарика повлекла необходимость спустить на землю медного посеребренного голубя, символ Святого Духа. Он имеет размах крыльев более 2 м. Заодно голубя почистили от следов коррозии и загрязнений.

Директор музея-памятника Юрий Мудров высоко оценивает результаты: «Проведенные работы выполнены не только высокопрофессионально, но и с особым тактом и трепетным отношением к памятнику. Они будут продолжаться, чтобы посетители могли получить полное впечатление о том, каким проектировали и создавали собор архитектор Огюст Монферран, скульпторы и художники, работавшие вместе с ним. Очень ответственная задача на ближайшие год-два связана и со строительно-реставрационными проблемами. Осенью начнем работы на колоннаде, которые станут более длительными, чем мы ожидали. Климатические условия и разрушительный бег времени сильно влияют на состояние собора, так что работы, как в интерьерах, так и снаружи, практически не прекращаются». 

Все средства на реставрацию — в 2018 году понадобилось 100 млн руб. — музей взял из заработанного на продаже входных билетов и другой сопутствующей деятельности. Впереди у собора реставрация соседнего «колодца», мраморной облицовки фасада в северо-западной части здания... и ожидание своей судьбы. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+