18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Россия и Китай обменялись царскими династиями

№71
Материал из газеты

Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле

Музеи Московского Кремля, продолжая выставочный цикл, посвященный сокровищам монарших домов Запада и Востока, на этот раз предоставили свои площадки для показа артефактов и документов эпохи последней китайской династии Цин из дворца-музея Гугун в Пекине с его самым полным собранием предметов искусства периодов Мин и Цин. В ответ на этот жест в августе Гугун получит из собрания Музеев Кремля выставку «Церемониалы российского императорского двора».

В этом обмене есть своя интрига: династии Цин и Романовых начались и завершились почти одновременно (китайская — официально в 1917 году). Обе возникли из смутных времен и народных восстаний, правление обеих завершилось революциями. Кстати, первое официальное соглашение между Россией и Китаем было подписано в эпоху Цин и Романовых — Нерчинский договор 1689 года. 

Из 250-летней истории династии Цин кураторы выбрали период царствования императора Цяньлуна (1736–1796), имя которого переводится как «непоколебимое и славное правление». Его держава, получившая название «Высокая Цин», в результате многочисленных военных походов расширилась до Тибета, Джунгарии и Кашгарии. Китай действительно стал империей, а Цяньлун — «отцом народов». Просвещенный абсолютизм, которого придерживался Цяньлун, был достаточно свое­образным. Для начала император избавился от инакомыслящих: покарал сектантов, изгнал проповедовавших христиан и закрыл страну от чужеземных влияний — как идей, так и товаров, оставив для сношений с внешним миром только один порт — Гуанчжоу (Кантон). В то же время при нем была собрана гигантская библиотека «Сыку цюаньшу» («Полное собрание четырех разделов литературы»), в которую вошло стараниями 360 ученых около 3,5 тыс. книг: китайской классической литературы, по истории и географии, философии и искусствам. При этом за просочившиеся антиманьчжурские тексты ученые моментально отвечали головой. Но тогда же был создан шедевр китайской литературы — «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Стоит вспомнить и о культурной гордости Поднебесной — пекинской опере. 

При императоре Цяньлуне, правившем 60 лет, был досконально отработан дворцовый церемониал, доставшийся по наследству от династии Мин. Пышность парадных императорских одеяний не идет ни в какое сравнение с предыдущими царствованиями. Кроме того, на выставке демонстрируются парадная утварь, музыкальные инструменты и ритуальные предметы, использовавшиеся во время главных государственных церемоний и в придворном обиходе Запретного города. 

Музеи Московского Кремля
Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке
15 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+