18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия и Китай обменялись царскими династиями

№71
Материал из газеты

Сокровища дворца Гугун в Пекине на время поселились в Московском Кремле

Музеи Московского Кремля, продолжая выставочный цикл, посвященный сокровищам монарших домов Запада и Востока, на этот раз предоставили свои площадки для показа артефактов и документов эпохи последней китайской династии Цин из дворца-музея Гугун в Пекине с его самым полным собранием предметов искусства периодов Мин и Цин. В ответ на этот жест в августе Гугун получит из собрания Музеев Кремля выставку «Церемониалы российского императорского двора».

В этом обмене есть своя интрига: династии Цин и Романовых начались и завершились почти одновременно (китайская — официально в 1917 году). Обе возникли из смутных времен и народных восстаний, правление обеих завершилось революциями. Кстати, первое официальное соглашение между Россией и Китаем было подписано в эпоху Цин и Романовых — Нерчинский договор 1689 года. 

Из 250-летней истории династии Цин кураторы выбрали период царствования императора Цяньлуна (1736–1796), имя которого переводится как «непоколебимое и славное правление». Его держава, получившая название «Высокая Цин», в результате многочисленных военных походов расширилась до Тибета, Джунгарии и Кашгарии. Китай действительно стал империей, а Цяньлун — «отцом народов». Просвещенный абсолютизм, которого придерживался Цяньлун, был достаточно свое­образным. Для начала император избавился от инакомыслящих: покарал сектантов, изгнал проповедовавших христиан и закрыл страну от чужеземных влияний — как идей, так и товаров, оставив для сношений с внешним миром только один порт — Гуанчжоу (Кантон). В то же время при нем была собрана гигантская библиотека «Сыку цюаньшу» («Полное собрание четырех разделов литературы»), в которую вошло стараниями 360 ученых около 3,5 тыс. книг: китайской классической литературы, по истории и географии, философии и искусствам. При этом за просочившиеся антиманьчжурские тексты ученые моментально отвечали головой. Но тогда же был создан шедевр китайской литературы — «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня. Стоит вспомнить и о культурной гордости Поднебесной — пекинской опере. 

При императоре Цяньлуне, правившем 60 лет, был досконально отработан дворцовый церемониал, доставшийся по наследству от династии Мин. Пышность парадных императорских одеяний не идет ни в какое сравнение с предыдущими царствованиями. Кроме того, на выставке демонстрируются парадная утварь, музыкальные инструменты и ритуальные предметы, использовавшиеся во время главных государственных церемоний и в придворном обиходе Запретного города. 

Музеи Московского Кремля
Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке
15 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+