18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люсьен Фрейд без оговорок

№71
Материал из газеты

Двухтомник из 500 безупречных по качеству репродукций работ Люсьена Фрейда стал наиболее репрезентативным обзором его художественного наследия

Со времени смерти художника в 2011 году вышел целый ряд книг о нем. Но в нынешнем огромном двухтомнике впервые подводится итог всего многолетнего творчества Люсьена Фрейда. Хотя издание не является каталогом-резоне, оно представляет собой безукоризненное исследование и всеобъемлющий обзор почти полутысячи картин, рисунков, гравюр и личных писем художника. Для этого альбома многие произведения были сфотографированы заново — в результате в нем представлены репродукции высочайшего качества.

Издание стало результатом сотрудничества двух ближайших соратников Фрейда — Дэвида Доусона и Мартина Гейфорда. Первый долгое время был помощником художника в мастерской, часто служил ему моделью и был его близким другом, сегодня он директор архива Люсьена Фрейда. Со вторым дружба завязалась в ходе многочисленных сеансов позирования для портрета «Мужчина в голубом шарфе» (2003–2005), о чем Гейфорд рассказывает в своей книге, выпущенной в 2010 году. 

Несомненно, их близость к Фрейду повлияла на отбор и воспроизведение работ. Не придерживаясь строгой хронологии, они подобрали вещи из каждого десятилетия творческой жизни Фрейда и разместили их так, чтобы отразить метод художника и ритмы его произведений. Например, несколько картин с изображением одного и того же человека иногда сгруппированы вместе, чтобы показать, как развивались подчас напряженные взаимоотношения художника и его моделей. Рисунки представлены не просто как подготовительные эскизы, а расположены с учетом продуманной последовательности, как полноправные работы. Таким же образом в книге демонстрируются и гравюры — в соответствии с их законченностью; они часто выполнялись уже после создания портретов, когда Фрейд чувствовал, что достаточно хорошо знает лицо модели. 

Гейфорд написал пространный вступительный очерк и серию кратких текстов, дающих представление о профессиональной жизни Фрейда — из десятилетия в десятилетие. В основу очерка лег факт личного знакомства автора с художником. Гейфорд часто вспоминает беседы с героем книги, отчего его психологический портрет становится более глубоким и подробным.

Гейфорд говорит о всепоглощающем интересе Фрейда к «правде», которую он противопоставляет идеалистическому понятию «прекрасного» и которая, на его взгляд, коренится в бескомпромиссном, но крайне персонализированном восприятии реальности. При этом он раскрывает явные противоречия в «реализме» Фрейда и детально исследует успех его «идиоматики, считавшейся старомодной», — успех, который «по-прежнему не совсем понятен», как полагает автор. И еще он пытается объяснить, как Фрейд выходит за пределы простой фиксации визуальных фактов, развивая мастерство обостренного изображения и во многом полагаясь на свой сенсорный и эмоциональный опыт. 

В очерке кратко рассказывается о воздействии на Фрейда некоторых художников, в частности Фрэнсиса Бэкона, оказавшего «решающее влияние на то, как пользоваться красками», Бальтюса с его «странной эротикой» и Джакометти, чей сизифов труд — достижение невозможной цели создать «подлинную картину человека» — был близок Фрейду, отождествлявшему себя с ним.

К удачам книги относится публикация ряда работ, которые, находясь в собственности частных лиц, редко или вообще никогда не демонстрировались на публике. А еще в нее включено большое число малоизученных ранних работ. В свое время они не принесли славы автору, но многие из них прекрасны сами по себе, их сюжеты зачастую фантастичны и граничат с сюрреализмом.

Хотя приобрести двухтомник с лучшими на сегодня репродукциями может позволить себе далеко не каждый, все же нет сомнений, что со временем он станет настольной книгой для всех, кто по-настоящему увлечен творчеством этого художника. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+