18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нижегородскому кремлю обещают помочь материально

№71
Материал из газеты

Финансировать ремонтно-реставрационные работы будут из федерального бюджета

Кремль в Нижнем Новгороде ждет реконструкция. Первая за полвека комплексная реставрация памятника и благоустройство территории приурочены к 800-летию города в 2021 году и будут финансироваться из федерального бюджета. Об этом в конце минувшего года заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. В Министерстве культуры РФ в ответ на наш запрос сообщили, что на будущую реконструкцию комплекса ведомство в период 2010–2022 годов планирует выделить 1,5 млрд руб. Впрочем, эта цифра еще требует согласования в Минэкономразвития.

Нижегородский кремль, претендующий на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО, построен в 1508–1515 годах по проекту итальянского архитектора Пьетро Франческо. Единственная в истории комплекса научная реставрация была проведена в 1950–1970-х годах под руководством известного архитектора-реставратора Святослава Агафонова. Тогда стенам и башням кремля был возвращен первоначальный облик, заново выстроена Борисоглебская башня. Неохваченным остался только небольшой участок с Зачатской башней — его восстановили в 2012 году.

Сейчас самой проблемной зоной является северная часть территории, башни и прясла со стороны реки. «Здесь требуются масштабные ремонтно-реставрационные работы, усиление конструкций крепостных стен, укрепление и планировка склона», — перечисляет архитектор, градозащитник, дочь автора проекта реставрации Нижегородского кремля, директор АНОК «Музей архитектора Святослава Агафонова» Ирина Агафонова. По ее словам, проект работ уже есть, он был подготовлен в 2017–2018 годах Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом с участием Научно-исследовательского предприятия «Этнос» и прошел госэкспертизу.

«Остаются проблемы и с использованием башен. За последние годы в этом направлении сделано немало. Хочется надеяться, что работы по музеефикации башен продолжатся. Хотя это не всегда просто сделать. Для полноценного функционирования Георгиевской башни следует открыть проход на территорию кремля через проездной ярус, а в Дмитровской башне — устроить вход (а заодно туалет с гардеробом) в помещения верхних ярусов, используя архитектурные решения Николая Султанова 1896 года. Есть идея организовать в Пороховой башне экспозицию, посвященную реставрации кремля и ее автору — Святославу Агафонову. Это предложение поддерживают и жители города, и экспертное сообщество», — отмечает Ирина Агафонова.

Последние десять лет кремль находится в областной собственности, поэтому все плановые реставрационные работы финансируются из местного бюджета. «Начиная с весны прошлого года мы делали запросы в федеральное министерство культуры о выделении 3,7 млрд руб. на проведение ремонта и реставрации памятника, но четкого ответа до сих пор не получили», — рассказал The Art Newspaper Russia и.о. начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров. По его словам, бюджет реконструкции комплекса включает не только реставрацию поврежденных стен и башен, но и восстановление кремлевского фуникулера, благоустройство территории, модернизацию подземных коммуникаций. Большую часть запрошенных средств планируется потратить на противооползневые работы: кремль расположен на крутых склонах высотой от 80 до 90 м, и частые оползни приводят к появлению трещин на стенах и башнях.

Не дожидаясь федеральных денег, областное министерство культуры уже реставрирует комплекс на собственные средства. «На 2019 год нашему управлению выделено около 20 млн руб. — эти деньги пойдут на плановую замену ветхих деревянных кровель на двух башнях. Кроме того, по региональной программе „Развитие культуры Нижегородской области до 2020 года“ выделены деньги на приспособление четырех пустующих башен под музейную функцию. Сейчас в этом качестве используются только 4 из 13 башен: Дмитровская, Ивановская, Зачатская и Кладовая», — говорит Петров. 

Случаются и внеплановые расходы. Например, в 2018 году областной минкульт выделил 40 млн руб. на восстановление кровель и башен кремля, пострадавших в результате сильного урагана. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+