18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Актуальный «Протест!» Дерека Джармена

№71
Материал из газеты

В Дублине готовится выставка, приуроченная к 25-летию со дня смерти художника, больше известного в качестве режиссера

В ноябре в Ирландском музее современного искусства (IMMA) в Дублине откроется большая ретроспектива британского кинорежиссера и художника Дерека Джармена «Протест!». Экспозиция из 80 работ впервые покажет все его творческие проявления.

Джармен прославился прежде всего как экспериментальный режиссер и активист движения в защиту прав геев. Также хорошо известен сад из камней и растений, который он создал около своего особняка на мысе Дангенесс, в пустынном месте на побережье Кента, недалеко от атомной электростанции. «Мы не знаем Джармена-художника, хотя живопись была его главным увлечением», — говорит Шон Киссан, куратор дублинского IMMA. Картины Джармена выставляются вместе с его авангардными киноработами на 8-миллиметровой пленке Super 8; полнометражные фильмы художника продемонстрируют в Институте кино Ирландии.

Считается, что за свою карьеру Джармен создал около 400 картин и эскизов. «После автопортретов он обращается к неоромантикам, тандему Два Роберта (художники Кэлкхун и Макбрайд), и создает произведения, во многом вдохновленные ими, — говорит Киссан. — Затем обращает внимание на ассамбляжи в стиле Джаспера Джонса, а потом постепенно переходит к созданию напольных скульптур». С 1990 года Джармен начал добавлять в свои картины вырезки из газет, соединяя гомофобные публикации с заголовками вроде «Лорда из партии тори застукали с мальчиком по вызову». Сейчас при участии продюсера Джеймса Маккея, который занимается фильмами Джармена, и сценариста Тони Пика, работающего с письменным наследием художника, планируется создать полноценный архив, отражающий различные аспекты его творчества.

Выставка в IMMA очень актуальна по ряду причин. Прежде всего, в 2019 году исполняется 25 лет со дня смерти Джармена от болезни, вызванной СПИДом. Киссан также указывает на политический климат и влияние Brexit на отношения Великобритании с Ирландией. «Теперь у нас в Вестминстере сидит Консервативная партия, которая тянет страну в пропасть, а та, в свою очередь, увлекает за собой Ирландию, — говорит он. — Этот год подходит для того, чтобы поразмышлять об отношениях между Ирландией и Великобританией, и Джармен был среди тех, кто призывал дать отпор консервативному правительству». 

Выставка стала возможной благодаря окончанию долгой судебной тяжбы за право обладания картинами художника. Спор начался еще в 2015 году, когда Кит Коллинз, давний партнер Джармена и распорядитель его наследия, подал в Высокий суд Лондона иск против арт-дилера Ричарда Сэлмона, требуя вернуть все работы художника, которые находятся в хранилищах или выставляются в других галереях. После скоропостижной смерти Коллинза прошлым летом Сэлмон остался единственным человеком, представлявшим работы Джармена при жизни художника. По его словам, в своем завещании тот оговорил, что дилер может сохранить это право за собой «навсегда, как мы ранее условились». Художник умер в феврале 1994 года.

Однако адвокат Сэлмона указывает, что в начале 2015 года Коллинз попросил его клиента «передать права на управление наследием художника галерее Wilkinson, что арт-дилер выполнить отказался». После закрытия Wilkinson в 2017 году Аманда Уилкинсон открыла новую галерею, в которую перевезла и работы Дерека Джармена.

Тяжба завершилась в июне 2018-го, незадолго до смерти Коллинза; подробности дела не были переданы огласке. Все работы достались Уилкинсон, включая серию из 30 картин, за которые, по словам Сэлмона, требуют выплатить страховое возмещение. Именно Уилкинсон организовала первую выставку Джармена — экспозицию его «черных картин» в 2013 году. Галеристка говорит, что не может комментировать детали дела, за исключением возможности сказать, что «все решено» и что теперь она имеет право выставлять и продавать произведения Джармена. 

Кроме работ, предоставленных Уилкинсон, картины и коллажи на ретроспективу в Дублине прибыли из различных частных и музейных коллекций Великобритании, Ирландии и других стран. 

Материалы по теме:
Кистью по экрану
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+