18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Актуальный «Протест!» Дерека Джармена

№71
Материал из газеты

В Дублине готовится выставка, приуроченная к 25-летию со дня смерти художника, больше известного в качестве режиссера

В ноябре в Ирландском музее современного искусства (IMMA) в Дублине откроется большая ретроспектива британского кинорежиссера и художника Дерека Джармена «Протест!». Экспозиция из 80 работ впервые покажет все его творческие проявления.

Джармен прославился прежде всего как экспериментальный режиссер и активист движения в защиту прав геев. Также хорошо известен сад из камней и растений, который он создал около своего особняка на мысе Дангенесс, в пустынном месте на побережье Кента, недалеко от атомной электростанции. «Мы не знаем Джармена-художника, хотя живопись была его главным увлечением», — говорит Шон Киссан, куратор дублинского IMMA. Картины Джармена выставляются вместе с его авангардными киноработами на 8-миллиметровой пленке Super 8; полнометражные фильмы художника продемонстрируют в Институте кино Ирландии.

Считается, что за свою карьеру Джармен создал около 400 картин и эскизов. «После автопортретов он обращается к неоромантикам, тандему Два Роберта (художники Кэлкхун и Макбрайд), и создает произведения, во многом вдохновленные ими, — говорит Киссан. — Затем обращает внимание на ассамбляжи в стиле Джаспера Джонса, а потом постепенно переходит к созданию напольных скульптур». С 1990 года Джармен начал добавлять в свои картины вырезки из газет, соединяя гомофобные публикации с заголовками вроде «Лорда из партии тори застукали с мальчиком по вызову». Сейчас при участии продюсера Джеймса Маккея, который занимается фильмами Джармена, и сценариста Тони Пика, работающего с письменным наследием художника, планируется создать полноценный архив, отражающий различные аспекты его творчества.

Выставка в IMMA очень актуальна по ряду причин. Прежде всего, в 2019 году исполняется 25 лет со дня смерти Джармена от болезни, вызванной СПИДом. Киссан также указывает на политический климат и влияние Brexit на отношения Великобритании с Ирландией. «Теперь у нас в Вестминстере сидит Консервативная партия, которая тянет страну в пропасть, а та, в свою очередь, увлекает за собой Ирландию, — говорит он. — Этот год подходит для того, чтобы поразмышлять об отношениях между Ирландией и Великобританией, и Джармен был среди тех, кто призывал дать отпор консервативному правительству». 

Выставка стала возможной благодаря окончанию долгой судебной тяжбы за право обладания картинами художника. Спор начался еще в 2015 году, когда Кит Коллинз, давний партнер Джармена и распорядитель его наследия, подал в Высокий суд Лондона иск против арт-дилера Ричарда Сэлмона, требуя вернуть все работы художника, которые находятся в хранилищах или выставляются в других галереях. После скоропостижной смерти Коллинза прошлым летом Сэлмон остался единственным человеком, представлявшим работы Джармена при жизни художника. По его словам, в своем завещании тот оговорил, что дилер может сохранить это право за собой «навсегда, как мы ранее условились». Художник умер в феврале 1994 года.

Однако адвокат Сэлмона указывает, что в начале 2015 года Коллинз попросил его клиента «передать права на управление наследием художника галерее Wilkinson, что арт-дилер выполнить отказался». После закрытия Wilkinson в 2017 году Аманда Уилкинсон открыла новую галерею, в которую перевезла и работы Дерека Джармена.

Тяжба завершилась в июне 2018-го, незадолго до смерти Коллинза; подробности дела не были переданы огласке. Все работы достались Уилкинсон, включая серию из 30 картин, за которые, по словам Сэлмона, требуют выплатить страховое возмещение. Именно Уилкинсон организовала первую выставку Джармена — экспозицию его «черных картин» в 2013 году. Галеристка говорит, что не может комментировать детали дела, за исключением возможности сказать, что «все решено» и что теперь она имеет право выставлять и продавать произведения Джармена. 

Кроме работ, предоставленных Уилкинсон, картины и коллажи на ретроспективу в Дублине прибыли из различных частных и музейных коллекций Великобритании, Ирландии и других стран. 

Материалы по теме:
Кистью по экрану
Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+