Автор исследования, профессор Института Sotheby’s в Нью-Йорке Кэцзя У, рассказывает о развитии арт-рынка в Китае на материале последних четырех десятилетий. «Как арт-рынок в Китае достиг таких темпов роста? Это был естественный процесс или спекулятивный пузырь?» — спрашивает она в предисловии.
Крупные китайские коллекционеры откровенно поделились для этого исследования своими проблемами. Сейчас в Китае около 5 тыс. музеев, из них 1,5 тыс. — частные. «Легче приобретать качественные работы для коллекции от лица институции», — объясняет Цяо Чжибин, основатель Tank Shanghai (в ожидании собственного здания он представляет современное западное и китайское искусство в четырехэтажном караоке-клубе «Шанхайская ночь»). Главная проблема частных музеев — убыточность. Чжэн Хао, основатель Художественного музея «Хау» в Шанхае, говорит, что тратит на него ежегодно $4–6 млн, помимо арендной платы. Лю Ицянь, основатель шанхайского музея «Лун», оценивает ежегодные расходы на его содержание, включая проведение выставок, в $6 млн. Практически все опрошенные коллекционеры считают, что самое сложное и дорогое — находить и поддерживать молодые таланты. Так что без системы налоговых льгот, делает вывод автор исследования, частные музеи в течение следующих десяти лет будут испытывать трудности с выживанием.
Кэцзя У также прогнозирует, что все больше молодых людей с высокими доходами начнут собирать произведения искусства. «Они станут более активными на первичном рынке, чем на вторичном (то есть будут совершать покупки в галереях, а не на аукционах). Интерес к приобретению западного искусства будет углубляться», — считает автор исследования.
В целом эту тенденцию отмечают и другие аналитики. Эвелин Лин, глава отдела искусства модернизма и современного искусства Азии Christie’s, видит активность группы коллекционеров, родившихся в 1980-х годах, интересы которых кардинально отличаются от интересов родившихся в 1970-х. «Они делают покупки под влиянием сверстников или следят за модными тенденциями в Instagram. Азиатские коллекционеры, родившиеся в 1980-х годах, не имеют языкового барьера, легко выходят на международный рынок и получают информацию», — говорит она.