18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№72
Материал из газеты

На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других

Известные французские выражения Belle Époque («прекрасная эпоха») и Fin de siècle («конец века») подразумевают один и тот же период истории Европы, но отличаются подтекстом. Первое маркирует ностальгию по благополучной, динамичной, увлекательной «жизни без войны»; второе намекает на кризис рационалистического сознания и разгул декаданса. 

Если придерживаться такой логики, вся рекламная полиграфия рубежа XIX–XX веков должна целиком охватываться понятием «прекрасной эпохи», но на деле это не совсем так. На выставке «Афишемания» в Пушкинском вроде бы торжествует дух радостного и безудержного потребления всего и вся: от зубной пасты до роскошных автомобилей, от бульварных газет до спектаклей с участием великой Сары Бернар. 

Однако привкус сумрачного символизма или экспериментального постимпрессионизма здесь вполне ощутим. За рекламные заказы тогда с охотой брались не просто профессиональные, но еще и творчески самостоятельные художники вроде Анри Тулуз-Лотрека или Поля Гаварни — отсюда и интонации, слегка непривычные для жанра «уличных картин». 

Впрочем, общего ощущения консюмеристского карнавала, которое царит на выставке, эти интонации не отменяют, а лишь добавляют ему стильности. Французы в упомянутую эпоху подобную стильность чрезвычайно ценили, и термин «афишемания», придуманный писателем Октавом Юзанном, вполне отражал неослабевающий ажиотаж вокруг литографированных постеров. А вот в России такая диковинная страсть не слишком прижилась — коллекционеров афиш времен Третьей республики у нас можно было пересчитать по пальцам. Благодаря двоим из них — Павлу Эттингеру и Федору Федорову — впоследствии возник соответствующий раздел в собрании Пушкинского музея. Его и демонстрируют сейчас на выставке, включающей более 130 экспонатов. 

Зрелище не исчерпывающее, но представительное: большинство главных героев в списках фигурируют, в том числе Адольф Вийетт, Альфонс Муха, Теофиль Стейнлен, Жюль Шере, Леон Шубрак и другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+