18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Социалистический сюрреализм Комара и Меламида

№71
Материал из газеты

Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства

Оба художника — большие шутники. В жизни прикалывались Алик и Виталик, а за них работал придуманный художник К&М, начавший с заявления, что он со страстью и огоньком исполняет политический заказ — рисует плакаты с пионерами и передовиками. Коллеги-оформители считали это занятие хоть и прибыльным, но не очень приятным,  «для души» же писали цветочки и собачек. А вот Виталий Комар и Александр Меламид в 1972-м в каноническом плакатном стиле правдиво изобразили своих собственных жен. Начали же они свою карьеру соц-артистов в пионерлагере, куда отправились на халтуру. Несмотря на самоироничную легенду, проект оказался посвящен главной проблеме искусства ХХ века: что такое искусство и какова роль художника в этом мире?

Идея соц-арта была такова. Энди Уорхол показал американцам, что никакой реальности давно не существует — за окном не идиллический пейзаж, а реклама прохладительного напитка. Советский человек также был от реальности отделен, но видел лишь всякую агитацию. За игру с этим визуальным языком и взялись наши художники, выпускники Строгановки, специально подготовленные к производству идеологического продукта и начавшие присваивать все, что висело на стенах госучреждений и украшало фасады зданий. 

Например, подписывали «В.Комар, А.Меламид» самые брендовые лозунги вроде «Вперед, к победе коммунизма!». Но посягали создатели соц-арта не только на коммунистическую идеологию. Не связанные никакими личными амбициями, они с легкостью меняли «стили». Перебравшись в конце ­1970-х в Нью-Йорк, К&М обнаружили там залежи академической салонной живописи, давно задвинутой в пыльный угол. И представили еще один вариант соц-арта — «ностальгический соцреализм», который привел новых эмигрантов к оглушительному успеху. Но скоро Виталию и Александру и это надоело. Сколько можно рассказывать один и тот же анекдот?! И тогда они переключились на более важные задачи. Обучали живописи слонов — получался очень качественный абстрактный экспрессионизм. Проводили социологические исследования эстетических предпочтений разных народов. Получилось, что никто и нигде этого модернизма не любит, а только реалистические пейзажики и портретики.

В начале 2000-х и эти проекты как-то иссякли — К&М свою задачу со всем тщанием выполнил. Виталий и Александр с ним расстались и занялись индивидуальными карьерами. Как ни странно, у столь знаменитого художника не было ни одной персональной выставки. Куратор показа в ММОМА Андрей Ерофеев (при участии Иосифа Бакштейна) произвел колоссальную работу по сбору свидетельств деятельности столь непредсказуемого и многообразного автора. Шедевры и хиты — живопись, объекты, инсталляции, документации перформансов — собрали из частных и государственных музеев. Особенно большую роль сыграло собрание Шалвы Бреуса, который на протяжении многих лет по крохам выискивал разбросанные по миру работы. Так что шутки не кончились, только приобрели сугубо музейное значение.  

Московский музей современного искусства (ММОМА)
Комар и Меламид
21 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+