18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными

На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий

Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и Михаил Пиотровский, глава Государственного Эрмитажа, поделились подробностями сенсационного межмузейного обмена шедеврами Клода Моне и Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, Поля Гогена и Винсента ван Гога из дореволюционных собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в Москве 18 июня, а «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» — в Петербурге 20 июня. Затем оба музея обменяются выставками. А в 2020 году собрание Морозова ждут в Париже в Фонде Louis Vuitton, вслед за коллекцией Щукина, показ которой стал рекордным по посещаемости в мире в 2017 году. Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина и сокуратор проекта в ГМИИ, подчеркнул, что российская выставка собрания его деда будет отличаться от парижской экспозиции 2017 года, где были по преимуществу знаковые работы. «Это будет совершенно иная выставка, чем в Париже. Только в Москве стало возможно поместить все в соответствующий контекст», — рассказал он.

Марина Лошак уточнила, что проект «Щукин. Биография коллекции», над созданием которого работали сотрудники музея, — «это только сигнал, чтобы поговорить обо всей традиции московского собирательства». Разговор будут вести на примере Сергея Щукина и его братьев, каждый из которых занимался коллекционированием. По ее словам, сотрудники Эрмитажа, параллельно создававшие выставку об Иване Морозове, не сговариваясь с ГМИИ, тоже поняли, что в проекте необходимо рассказать о семье коллекционера. Так что выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет посвящена собранию Ивана и его менее известного брата Михаила, чья коллекция западного искусства сначала была передана в Третьяковскую галерею, потом оказалась в Государственном музее нового западного искусства и, наконец, была разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Перед кураторами проекта, посвященного Щукиным, стояла более трудная задача, ведь сыновей купца Василия Щукина было шестеро и четверо из них, включая знаменитого Сергея, увлекались коллекционированием искусства. Пушкинский музей расскажет обо всех четверых. Помимо Сергея, который сосредоточился на покупке картин импрессионистов и постимпрессионистов, большое значение в истории ГМИИ сыграл Дмитрий — он собирал старых мастеров. Его коллекция легла в основу голландских залов музея. Государственный исторический музей предоставит на выставку экспонаты из собрания Петра Щукина, чья коллекция составляла 40 тыс. предметов и стала важнейшей частью музейной экспозиции. Наконец, на выставке вспомнят и четвертого брата — Ивана. К сожалению, его собрание после смерти владельца было распродано и важного следа в истории русских музеев не оставило. Марина Лошак сказала, что выставка получается огромной — под нее будет отведен весь второй этаж главного здания.

Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставки все-таки не одинаковы по подходу и созданный петербуржцами проект о братьях Морозовых столь масштабным не выйдет — он будет более компактным и сосредоточится в основном на шедеврах. Зато на этой выставке будет много сюрпризов и «музейных игр», перекличек. «Мы делаем венок памяти коллекционерам. Коллекции Щукина и Морозова очень разные, и я очень рад, что мы их наконец разделили», — сказал Пиотровский.

Также он заметил, что на этих выставках петербургская и московская части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз, поскольку картины очень хрупки и некоторые из них из-за плохой сохранности в обозримом будущем больше не будут покидать стены музеев.

Андре-Марк Делок-Фурко напомнил, что особняк его деда, в котором коллекция Сергея Щукина впервые была открыта для москвичей, находится совсем рядом (Большой Знаменский пер., д. 8), но сегодня он, увы, недоступен для широкой публики. Марина Лошак добавила: «Нам нужен дом Щукина, который находится в нашем музейном квартале. Нам надо консолидироваться, чтобы он снова стал частью нашей культуры». Она призвала общественность помочь сделать так, чтобы этот особняк из здания Министерства обороны вновь превратился в «дом Щукина».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+