Художник Цай Гоцян известен радикальными экспериментами с материалами, и прежде всего с порохом, который он использует как для «обжига» рисунков, так и в своих «взрывных» инсталляциях. Российским зрителям он знаком по выставке «Октябрь» (2017) в ГМИИ им. А.С.Пушкина — за нее художник удостоился Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Выставка года». В его творчестве ключевую роль играет элемент неожиданности — высокий уровень саспенса и неуверенности в том, какое именно действие окажет взрыв или куда будет двигаться дым в таких эфемерных проектах, как «Расширение Великой Китайской стены на 10 000 метров». А не так давно художника заинтересовала еще одна неопределенность: как меняются со временем его произведения, созданные с использованием цветного пороха.
Чтобы выяснить это, в 2016 году Цай Гоцян связался с лос-анджелесским Институтом реставрации Гетти и попросил изучить работы, которые он создал годом ранее, взорвав на холсте фейерверки. «Мы подумали, что это потрясающая идея», — рассказывает младший научный сотрудник института Рейчел Ривенк. Организация обратилась к художнику с встречным предложением — провести исследование всего его творчества, включая не только произведения, созданные при помощи цветного пороха, но и ранние опыты маслом, работы переходного периода, картины, созданные с использованием черного пороха, а также музейные инсталляции. Исследователи ставили целью подготовить книгу о Цай Гоцяне для серии «Материалы художника», которую выпускает издательство Getty Publications. Все предыдущие книги серии были посвящены исключительно умершим американским и европейским мастерам: Виллему де Кунингу, Жан-Полю Риопелю, Лучо Фонтане и Хансу Хофману. «Мы хотели представить и современных авторов, а также более широкий круг материалов и более радикальное их использование», — объясняет Ривенк, возглавляющая исследование.
Родившийся в Китае, живущий в Нью-Йорке и активно путешествующий по миру художник известен в первую очередь благодаря пороховым картинам. Он создает их следующим образом. Сперва делает набросок на разложенной на полу высококачественной японской бумаге, нередко покрывая ее трафаретами из картона. Иногда добавляет листья или предметы одежды. Затем аккуратно насыпает порох вдоль линий, накрывает картину листами картона, придавливает их камнями или кирпичами, чтобы контролировать силу взрыва, и поджигает фитиль. На глазах у публики происходит взрыв, после чего ассистенты художника затаптывают тлеющие угли. Когда дым рассеивается, на бумаге проявляется «рисунок».
Специалисты Института реставрации Гетти не только изучили этот и подобные ему процессы, но и поставили перед собой задачу разобраться, как мировоззрение Цай Гоцяна, влияние на которое оказали даосизм, алхимия, фэншуй, астрофизика и история культуры, связано с материалами, которые он использует, и каким он видит будущее своих работ. Исследователи провели серию «глубинных интервью» с автором и записали устные свидетельства третьих лиц, для чего Ривенк побывала в разных точках мира и даже посетила родной город художника, Цюаньчжоу, чтобы побеседовать с его первыми учителями.
Цай Гоцян разрешил специалистам института взять микроскопические образцы некоторых из его ранних фигуративных картин маслом и гуашей, созданных в Китае в начале 1980-х, зачастую с использованием самодельных красок, и провести химический анализ пигментов. Эти работы, как правило, выполнены в оттенках серого или в земляных тонах и, как отмечает Ривенк, «не представляют особых трудностей для реставраторов».
Были взяты образцы красочного слоя и произведений переходного периода, начавшегося еще в Китае и продолжившегося после переезда в Японию в 1986 году (откуда в 1995-м художник перебрался в Нью-Йорк), когда Цай Гоцян добавлял порох и сульфид мышьяка в масляные и акриловые краски. При поджигании эта смесь не взрывалась, а прогорала, оставляя на поверхности замысловатые узоры. Ривенк говорит, что по результатам тестирования эти произведения также оказались «весьма стабильными».
Одним из преимуществ работы с ныне живущим художником является его активное участие в проекте. Чтобы облегчить экспертам анализ пороховых картин, Цай Гоцян специально изготовил образцы размером 25 х 25 см. Он покрыл их поверхность разными видами пороха, использованными в его произведениях, взорвал их и отправил в Лос-Анджелес, благодаря чему исследователи получили возможность провести большую серию тестов. Они проверили, какие изменения могут со временем произойти с материалами, при помощи микрофотометра, направляющего мощный поток света на изучаемую поверхность, и атмосферной камеры, подвергающей произведение попеременному воздействию света, разного уровня влажности и различных температур.
По словам Ривенк, порох держится очень хорошо. «Судя по всему, он весьма стабилен, — полагает она. — После детонации он может со временем немного выцвести, но не сильно». Она советует владельцам и кураторам обращаться с пороховыми картинами как с пастелями или рисунками углем: производить все манипуляции аккуратно и беречь их от воздействия прямого солнечного света. Ривенк отмечает, что ее впечатлила стабильность произведений: «Удивительно, что эти материалы, рассчитанные на использование в течение всего нескольких минут, а вовсе не для нанесения на холст, в действительности настолько долговечны».
Создавая картины с цветным порохом, автор натягивает холст на подрамник, делает наброски и накладывает трафареты, рассыпает компоненты фейерверков по поверхности и поджигает фитиль. Ривенк объясняет, что они не детонируют с такой силой, как черный порох, поскольку до 40% этих фейерверков составляет краска, что снижает их взрывчатость. Испытания, проведенные при помощи микрофотометра и атмосферной камеры, показали, что некоторые краски особенно чувствительны к свету, в том числе ряд красных пигментов, однако, по словам Ривенк, и они не пострадают, если обращаться с ними надлежащим образом.
Впрочем, сам Цай Гоцян говорит, что его «не слишком заботит» стойкость красок собственных работ. «Древнеримские скульптуры и фрески, наскальные рисунки в пещерах возле оазиса Дуньхуан в Китае — все они были расписаны красками тысячи лет назад. Некоторые из них отреставрировали, восстановив первоначальные цвета. Я видел их и все равно считаю, что выцветшие краски, несущие на себе отпечаток истории, выглядят более привлекательно», — заявляет Цай Гоцян.
Художник продолжает экспериментировать с материалами. Недавно он начал взрывать порох на закаленном стекле, так что теперь добавился еще один материал для изучения. Ривенк подчеркивает, что у института нет задачи повлиять на выбор художника. «Что касается реставрации и консервации, то мы, скорее, даем Цай Гоцяну материал для принятия информированного решения, — говорит она. — Мы не хотим, чтобы результаты наших исследований как-либо ограничивали его художественную свободу».