18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кто заплатит авторское вознаграждение

№71
Материал из газеты

В давней судебной тяжбе о том, кто должен платить droit de suite («право следования»), то есть проценты от перепродажи произведений, полагающиеся художникам или их наследникам, наконец поставлена точка

Французский суд высшей инстанции постановил, что в отдельных случаях отчисления должен уплачивать не продавец произведения искусства, а его покупатель (будь то частное лицо или профессионал). Французский Christie’s, ратующий за перенос этой обязанности на покупателя, приветствовал решение суда. В конечном итоге ответственность за уплату авторских отчислений лежит на самом аукционном доме, но теперь у него появилось право требовать эти деньги с покупателя — если в условиях продажи было прописано такое условие.

Право следования было введено во Франции в 1920 году. Согласно ему продавец нес единоличную ответственность за уплату процентов либо самому художнику, либо его наследникам (в том случае, если с момента его смерти прошло менее 70 лет), что не противоречит законодательным нормам Европейской экономической зоны, в которую входят страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Первоначально отчисления взимались только с продаж на аукционах, но с 2007 года их распространили и на продажи, совершенные через дилеров и галереи. На сегодняшний день размер роялти варьируется от 4% с продаж на сумму менее €50 тыс. до 0,25% с произведений стоимостью выше €500 тыс.

Однако в 2009 году на парижском аукционе предметов из коллекции покойного дизайнера Ива Сен-Лорана и его партнера Пьера Берже Christie’s потребовал, чтобы авторские отчисления уплачивали покупатели. Впоследствии Национальный синдикат антикваров подал на аукционный дом в суд, аргументируя свою позицию тем, что перекладывание ответственности за уплату вознаграждения художнику на покупателя граничит с недобросовестной конкуренцией. На протяжении шести лет французские суды разных инстанций выносили решения попеременно то в пользу истца, то в пользу ответчика. Девятого ноября 2018 года кассационный суд принял доводы Christie’s France и признал, что аукционный дом может взимать отчисления за перепродажу с покупателя в том случае, если соответствующая статья имеется в условиях продажи в каталоге.

По мнению Франка Празана, основателя парижской художественной галереи Applicat-Prazan, было бы целесообразно, чтобы отчисления уплачивались только один раз и только продавцом. Галерист жалуется на то, что, «покупая на аукционе, мы вынуждены платить дважды — при покупке и при перепродаже», ведь он, в свою очередь, не может переложить ответственность за уплату авторского вознаграждения на покупателя, потому что это затруднит продажу. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+