Главные герои выставки в петербургском Музее нонконформистского искусства (в составе арт-центра «Пушкинская, 10») — ленинградские художники послевоенного периода — как признанные классики, так и незаслуженно забытые — из собрания Николая Кононихина.
Экспозицию «Искусство глазами коллекционера» составили около 50 произведений живописи и графики, представленные по «групповому признаку» — от советского импрессионизма, ленинградских учеников «Бубнового валета» и «группы одиннадцати» до художников мастерской ленинградской литографии, круга Павла Кондратьева, общества «Аполлон». Эту выставку можно было бы назвать своеобразной историей ленинградского андерграунда, но сам Николай Кононихин, коллекционер и искусствовед, считает разделение искусства послевоенного периода на официальное и неофициальное неправильным.
«Цель моей выставки — опровергнуть разобщенность официального и неофициального, потому что в жизни все было сложнее, все переплеталось, а не противостояло друг другу, — рассказал Николай Кононихин. — Разве можно сказать, что художники, например, из ленинградских литографских мастерских были только официальными или неофициальными? А группа Павла Кондратьева? Они же все были членами Союза художников, состояли в ЛОСХе, но при этом и Павел Кондратьев, и Владимир Стерлигов передавали свою эстафету учебы у запрещенных тогда мастеров русского авангарда своим ученикам!»
С авторами многих работ, представленных на выставке, Николай Кононихин был знаком лично или дружил с их родными. Первый зал экспозиции — своеобразный вход в модернизм. Дальше показаны ученики Александра Осмеркина Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Сергей Осипов, Ольга Богаевская, воспринявшие эстетику «Бубнового валета». Затем представлены работы «группы одиннадцати»: Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Германа Игошина, Виталия Тюленина, Константина Симуна. Среди представленных авторов есть и незаслуженно забытые имена: например, Григорий Израилевич, Борис Стародубцев. А работа Стародубцева «ДТП» сохранилась только благодаря стараниям коллекционеров: она чуть не сгорела во время пожара, и след от сапога пожарного, заметный на поверхности картины, теперь стал ее неотъемлемой частью. В планах собирателя — передать это произведение в музей.
«Я всегда выбирал работы с точки зрения того, как они будут смотреться в музейном зале, — рассказал коллекционер. — К ужасу моей жены, меня никогда не интересовало, как картина будет выглядеть на стенах квартиры. Приносил вещи домой, ставил в угол и начинал обдумывать музейный проект. И я рад, что могу внести свой вклад в просветительскую работу, потому что, увы, многих ленинградских художников второй половины XX века до сих пор плохо знают. Учеников Александра Осмеркина как 20 лет назад не знали, так и теперь мало знают. Поэтому появилась и эта выставка, и мой цикл лекций, которые я читаю в Русском музее».
На протяжении всей работы выставки Николай Кононихин будет читать свои лекции в Музее нонконформистского искусства по субботам.
Выставка продлится до 21 апреля.