18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Чем удивляет новый Национальный музей Катара

В музее, построенном по проекту Жана Нувеля в Дохе, будет 11 иммерсивных галерей и специально созданная для него работа Ай Вэйвэя

Новый Национальный музей Катара, как говорит Карен Экселл, ученый из Великобритании, работающая консультантом проекта на протяжении последних четырех лет, «абсолютно не похож на то, как люди обычно представляют себе исторический музей». Долгожданный музей в Дохе открыл свои двери 28 марта.

В отличие от большинства западных музейных коллекций, развивающихся медленно, собрание музея в Дохе стремительно сложилось менее чем за десятилетие. Автором проекта музейного здания, стоимость которого не разглашается, стал французский архитектор Жан Нувель. Национальный музей войдет в число самых больших музеев мира: его площадь составляет около 40 тыс. кв. м, что сопоставимо с размером Музеев Ватикана.

В экспозицию, созданную на основе консультаций как с местными, так и с зарубежными экспертами, вошли экспонаты из области естественной истории и археологические находки, собранные в ходе полевых исследований. Но материальные объекты, по свидетельству Экселл, «лишь одна из составляющих многослойного нарратива, использующего также изображения, видео, звуки, тактильные элементы и запахи». Одиннадцать иммерсивных галерей рассказывают историю страны от времени формирования Катарского полуострова до сегодняшнего дня.

Включает экспозиция и вопрос о все еще не разрешившемся дипломатическом кризисе, возникшем в 2017 году, когда Бахрейн, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия разорвали отношения с Катаром. «Катар никогда не уходил от разговора о блокаде; это часть современной истории страны, изменившая ситуацию в регионе в целом», — подчеркивает Экселл.

В число художников и кинематографистов, которые оживили историю Катара в своих произведениях, созданных для музея по специальному заказу, вошел китаец Ай Вэйвэй. Его скульптурную инсталляцию «Жемчужный фонтан» не успели подготовить и доставить в Катар к открытию, но представители музея обещают, что публика сможет увидеть ее в ближайшее время. Она посвящена катастрофическому упадку жемчужного промысла с 1913 по 1939 год. В январе 1940-го в городе Духан на западном берегу полуострова обнаружили нефть, превратившую крошечное государство Персидского залива в одну из богатейших стран мира.

На изогнутые стены нового здания будут проецировать короткометражные фильмы, в том числе черно-белое видео мавританца Абдеррахмана Сиссако о жизни бедуинов, кочующих по пустыне, и медитативное исследование археологических памятников Катара и предметов, найденных в ходе раскопок на его территории, от иракского фотографа Джананн аль-Ани.

На состоявшейся в минувшем декабре пресс-конференции самым ценным экспонатом представители музея назвали отреставрированный дворец шейха Абдуллы. В нем Национальный музей размещался в течение 30 лет, с 1975 года. Дворец, вписанный Нувелем в новое здание, стал кульминационной точкой маршрута по музею.

Данных о том, как продвигается подготовка других крупных музеев, которые должны открыться в Дохе, пока что немного. По словам представительницы Музеев Катара, еще не утверждены даты открытия Музея ориентализма от Herzog & de Meuron и выставочного пространства площадью 80 тыс. кв. м Art Mill («Мельница искусства»), строящегося на берегу залива по проекту бюро Алехандро Аравены Elemental. Ожидается, что ключевые культурные проекты будут завершены к 2022 году, когда в Катаре пройдет финальная часть чемпионата мира по футболу.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+