18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На лондонской неделе искусства есть все: от египетских древностей до живописи и рисунка начала ХХ века

К тому же она проводится в кварталах между Sotheby's и Christie's, где много галерей антиквариата, что тоже удобно.

Лондонская неделя искусства (London Art Week, с 4 по 11 июля) посвящена старому искусству и объединяет полсотни галерей и три крупнейших британских аукционных дома. Формат недели придуман весьма остроумно: в отличие от традиционных ярмарок, когда галереи выкупают стенды, ее площадкой стали два смежных лондонских района, Мэйфейр и Сент-Джеймс, где на нескольких улицах исторически сконцентрировалось несколько десятков галерей, торгующих антиквариатом высшей пробы. Так что лондонские галеристы никуда не выезжают, а их французские, испанские и американские коллеги снимают на это время помещения по соседству. Здесь же находятся главные аукционные дома, и вся «ярмарка» помещается, если посмотреть на карту, между штаб-квартирами Sotheby’s и Christie’s. Плюсы такого формата и для продавцов, и для покупателей очевидны: первые не тратятся на аренду стенда и переезд (на крупных ярмарках эта статья расходов отнимает десятки тысяч евро), вторые получают столь ценимую коллекционерами приватность при покупках. У Лондонской недели искусства два раздела — живописный и скульптурно-графический. Изначально Неделя живописи и Неделя рисунка и скульптуры существовали как два разных мероприятия, но с прошлого года объединились. Спектр представленного здесь искусства широк — от античной и  средневековой скульптуры до живописи и рисунка начала ХХ века, и, хотя Лондонская неделя искусства не поражает количеством Брейгелей, как TEFAF, и не ослепляет роскошью, как парижская Биеннале антикваров, практически у каждой галереи находится настоящая жемчужина.

Одновременно Sotheby’s, Christie’s и Bonhams проводят аукционы старых мастеров, одни из самых значимых в сезоне, так что по улицам между пунктами программы в эту неделю без конца курсируют не только коллекционеры, но и директора и кураторы американских и европейских музеев, присматривая объекты для пополнения своих собраний. Так, в прошлом году в один из европейских музеев отправился большой мужской портрет Ван Дейка, выставлявшийся галереей Fergus Hall Master Paintings, авторский вариант которого хранится в Лондонской национальной галерее.

Большинство участников показывают тематические выставки. Rupert Wace Ancient Art устраивает экспозицию скульптуры Древнего мира, в центре которой — небольшая египетская бронзовая фигурка сидящей кошки, датированная VIII–IV веками до н. э. (£140 тыс.). А Sam Fogg выставляет средневековую скульптуру, в том числе совершенную по исполнению (что хорошо заметно в нежных чертах лица, рельефных складках одежд и тонком готическом орнаменте кресла) полуметровую Мадонну с младенцем на троне из известняка, выполненную во Франции около 1380 года (£250 тыс.).

Выставка у Tomasso Brothers Fine Art посвящена Гран-туру — длительным путешествиям по Европе, которые в XVIII столетии, в век Просвещения, были обязательной частью образования аристократа, будь он английским лордом или русским князем. Из поездок привозили не только впечатления, но и предметы искусства для обстановки дворцов. Пример — пара бронзовых скульптур работы итальянца Франческо Ригетти. В свободное от заказов римских пап, императоров и банкиров время Ригетти отливал уменьшенные копии античных статуй, пластики Возрождения и барокко, которые пользовались большим спросом на рынке, особенно у богатых путешественников, интересовавшихся историей искусства.

Но все же главные шедевры представлены в живописном разделе Лондонской недели искусства. Галерея Colnaghi выставляет две створки большого алтаря (высота каждой 2,15 м) с изображением святого Акакия с процессией рыцарей и дворян и святой Урсулы в окружении дев (€3,8 млн за пару). Долгое время их авторство приписывалось Лукасу Кранаху Старшему, и лишь недавно в результате многих исследований они были заново атрибутированы. Теперь их автором считается один из самых талантливых, но незаслуженно забытых последователей Кранаха Симон Франк. Его манера сложилась под влиянием Кранаха и Дюрера, а высокий уровень мастерства позволил сделать блестящую карьеру при дворе кардинала Альбрехта Бранденбургского. Створки не сохранившегося целиком алтаря датируются приблизительно 1521 годом, когда Франк был близок к мастерской Кранаха, и встают в один ряд с музейными шедеврами немецкого Ренессанса.

Галерея Charles Beddington сфокусировалась на венецианской ведуте и художниках круга Бернардо Белотто, племянника и ученика Каналетто. В центре экспозиции — полотно Белотто, правда изображающее не Венецию, а римскую пьяцца дель Пополо, но с тем же настроением карнавала, архитектурной точностью городского пейзажа и пестрыми фигурками, населяющими площадь (£1,2 млн).

У галереи Weiss оказался небольшой, но очень выразительный живописный набросок пожилого мужчины кисти Питера Пауля Рубенса, исполненный в 1615–18 годах (£1,5 млн). Подобные штудии художник выполнял довольно часто, разрабатывая различные типажи.

В Trinity Fine Art обнаружилась камея из яшмы на малахитовом фоне с профилем Екатерины Великой (€30 тыс.). Ее авторство приписывают невестке императрицы Марии Федоровне, которая любила проводить досуг в мастерских, занимаясь резьбой по камню и кости.

Картину Недели искусства дополняют коллекции аукционов. Среди топ-лотов — нежная Сафо и Купидон кисти Фрагонара (эстимейт £800 тыс. — 1,2 млн, Bonhams), Венеция. Лагуна перед площадью Сан-Марко и Дворцом дожей Франческо Гварди (£8–10 млн, Christie’s), редкая работа британского анималиста Джорджа Стаббса Играющие тигры (£4–6 млн, Sotheby’s).

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+