18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Павильон от Луки

№72
Материал из газеты

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас

Новость, что куратором российского павильона на 58-й Венецианской биеннале стал Эрмитаж, несколько обескуражила профессиональное сообщество. Как правило, куратором выставок выступает человек, а не институция, тем более такая почтенная. Исключений пока не было. На сайте биеннале, правда, написано, что куратором все же является директор музея Михаил Пиотровский. Но сам Михаил Борисович сказал журналу «Город 812», что курировать павильон будет именно музей, и пояснил: «Создавать прецеденты, быть первыми — это наш стиль. Идея проекта — показать влияние универсального музея как хранителя мировой культуры на современного художника».

Эрмитаж не раз, как и другие крупнейшие мировые музеи, например лондонский Музей Виктории и Альберта, показывал выставки в Венеции во время биеннале (их курировал Дмитрий Озерков, зав­отделом современного искусства), но в национальном павильоне не выступал никогда.

Виктор Мизиано, дважды бывший куратором нашего павильона, говорит, что видеть директора музея в роли автора выставки, представляющей страну, неудивительно. «Венецианская биеннале — событие исключительно официозное, и к нему охотно привлекают серьезные институции и кураторов, встроенных в систему. Но и независимых, конечно, тоже. Случай с Пиотровским, однако, особый. Он не специалист в современном искусстве, по крайней мере он не курировал выставки, не имеет о нем печатных работ. В то же время Эрмитаж активно поддерживает современное искусство, а репутация Пиотровского сомнений ни у кого не вызывает». Кстати, в 1960 году павильон курировала Ирина Антонова.

Другая неожиданность — то, что экспонентами стали кинорежиссер Александр Сокуров и Александр Шишкин-Хокусай, много работавший в театре художник. В принципе, и в этом нет ничего удивительного: граница между жанрами в искусстве стирается, художники снимают фильмы, а сценографы работают над выставками. Немецкий павильон, выступивший на биеннале 2011 года с мощной инсталляцией театрального художника Кристофа Шлингензифа, получил «Золотого льва». Но участия такого большого, зрелого мастера кино в арт-биеннале не припоминается. 

Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, дважды будучи куратором павильона России, показывала в нем групповые выставки молодых художников. Считала, что Венецианская биеннале дает шанс для начала международной карьеры. Но это было именно ее принципиальное решение. В национальных павильонах чаще всего выставляют людей известных, с состоявшейся карьерой и большим стажем в профессии. Главное — именно мастеров современного искусства. 

«Идея позвать Сокурова, — считает Свиблова, — вписывается в тренд, режиссеры все чаще выступают кураторами. И я уверена, что Сокуров сотворит чудо. Он все делает серьезно и очень качественно, он обязательно удивит. Но я не понимаю, что дает Эрмитажу кураторство на биеннале. Это ничего не прибавит и не убавит бренду. Но, пока мы не увидим результата, ничего предугадать нельзя. Возможно, все будет прекрасно». 

Сокуров делает инсталляцию на тему великой картины из эрмитажного собрания «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Выставка будет называться «Лк 15:11–32» — по обозначению места в Евангелии от Луки, где приводится притча. Замысел режиссера воплощают студенты скульптурного факультета Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина, ректор которого Семен Михайловский является комиссаром — и обычно куратором — павильона России. По его словам, идея сделать выставку, связанную с рембрандтовским шедевром, принадлежит Сокурову. 

Шишкин-Хокусай на первом этаже павильона покажет инсталляцию «Фламандская школа». Он работает с фанерой — в нее и переведет некоторые музейные экспонаты, в том числе английский часовой автомат «Павлин». Подробно о своей работе художник не рассказывает, но легко предположить, насколько ироничной она будет. И очевидно, создаст контраст с инсталляцией всегда серьезного Сокурова.

Использование классических произведений, воспроизведение знаменитых картин в фотографии, видео, восковой скульп­туре, металлических прутьях и так далее — прием, давно разработанный многими художниками. Не новость и превращение павильона в подобие музея. И тут опять «но». Павильон России на Венецианской биеннале (не лучшее, к слову, произведение архитектора Алексея Щусева) с его русскими мотивами никак не вяжется с барочной нарядностью Зимнего дворца. Но будем надеяться, что талант и мастерство экспонентов и мудрость куратора преодолеют это противоречие. В любом случае, как заметила Свиблова, никто в Пиотровского и Сокурова камень не бросит.

Ситуация с Эрмитажем в Венеции демонстрирует положение нашего современного искусства. Кажется, нигде больше традиционные музеи так о нем не пекутся, как у нас. Пушкинский музей приглашает к себе современных художников и второй раз делает выставку в Венеции во время биеннале; в Третьяковке активно работает отдел новейших течений, в этом году она опять предоставляет свои площади Московской биеннале современного искусства; Эрмитаж принимал биеннале Manifesta и щедро выставлял у себя Яна Фабра, кстати и режиссера, и художника. Кажется, что музеи это делают не только из-за интереса, но еще и опекают современное искусство, как почтенные и уважаемые семьи поддерживают своим влиянием и авторитетом неблагонадежных в глазах начальства родственников. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+