Миланская неделя дизайна, главное событие индустрии, проходит в апреле. В город со всего мира съезжаются практикующие профессионалы, байеры, журналисты — все, кто причастен к проектированию, архитектуре, интерьеру, мебели, свету, технологиям и моде. Множество событий, организуемых по всему городу: выставки, инсталляции, перформансы и презентации новых коллекций, — позволяют ее гостям почувствовать пульс индустрии и присмотреться к тенденциям.
Одна из старейших европейских выставок — Миланская триеннале — стартовала в 1933 году, приняв эстафету от более старомодной и чопорной Биеннале декоративных искусств в Монце, проходившей с 1923 года. Передислоцировав праздник в Милан, итальянцы стали проводить его чуть реже, раз в три года, зато отвели под новый Музей дизайна и триеннале отдельное здание — Дворец искусств в городском парке Семпионе, построенный в начале 1930-х по проекту архитектора Джованни Муцио. Сегодня его посетители охотно фотографируют этот памятник итальянского рационализма — монументальный, с эффектной лестницей, портиком и арочной галереей, выходящей в сад. Выставки триеннале подробно освещались в итальянской прессе, среди ее героев в разные годы оказывались Акилле Кастильони, Карло Карра, Джорджо Де Кирико, Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, Пабло Пикассо, Микеланджело Пистолетто, Джо Понти, а позже архитекторы Фрэнк Гери и Ренцо Пьяно, дизайнеры Этторе Соттcасс и Алессандро Мендини.
Основная идея триеннале, для участия в которой приглашались все страны, которым было чем удивить итальянцев, состояла в том, чтобы объединить архитектуру, дизайн и искусство. Выставка была престижной и влиятельной. Однако в середине 1990-х культурная жизнь города начала концентрироваться вокруг все более популярного Международного мебельного салона. Тратить деньги и силы на триеннале никто уже смысла не видел, а с 1996 года ее и вовсе перестали проводить, отдав Дворец искусств под коммерческие проекты. И только недавно, после долгих дискуссий с участием городских властей, архитекторов и глав крупных мебельных компаний, и особенно после успешной Экспо-2015, было решено укрепить статус города как мировой столицы дизайна, возродив Музей дизайна и триеннале. И вот результаты уже налицо.
В музее, насчитывающем 1,6 тыс. единиц хранения, развернута грандиозная экспозиция итальянских достижений — «архив архивов», как сформулировал ее концепцию куратор Джозеф Грима. Есть планы задействовать и подземные площади, а также провести конкурс на строительство нового здания. А новый президент Музея дизайна и Миланской триеннале, архитектор Стефано Боэри, объявил о радикальном обновлении их концепции: коллекция итальянского дизайна будет расширяться, планируется устраивать монографические выставки, а главное — институция будет открыта веяниям времени. «Мы живем в эпоху, когда открытое и честное общение не просто необходимо — оно революционно. Когда правительства и политические системы перестают быть ориентиром для прогресса, мы ищем другие возможности и площадки для диалога. Мое видение — вернуть триеннале к ее традиционным корням, сделать ее местом, где высказываются разные точки зрения и обсуждаются спорные темы».
Подтверждение заявленному Стефано Боэри — провокационная тема нынешней, XXII Миланской триеннале «Сломанная природа: дизайн для выживания человечества» под кураторством Паолы Антонелли. Последние 25 лет старший куратор отдела моды и дизайна Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, она прославилась тем, что остро реагировала на актуальные темы, выступала инициатором проектов, вызывающих широкие дискуссии в обществе и оказывающих мощное влияние на публику. В 2008 году она курировала выставку «Дизайн и эластичность сознания», первой предложив распространенную ныне трактовку дизайна как эклектичной и захватывающей смежные области среды. В 2011 году Антонелли сделала выставку «Поговори со мной», в которой зафиксировала наше новое отношение к предметам в цифровую эпоху.
Она же включила в коллекцию музея знак @, чтобы «максимально приблизиться к реальности». В 2017 году Антонелли выставкой «Вещи. Модна ли мода?» опрокинула все привычные трактовки современной моды, подчеркнув культурный и политический контекст популярных вещей — от байкерских курток и черных беретов до сафари и борсеток. Теперь Антонелли предлагает обществу тему «вымирания человечества». Мрачные перспективы, считает она, уже факт, а не научная фантастика. Но и верит в то, что художники, дизайнеры, интеллектуалы и просто граждане могут по крайней мере «создать оптимальный вариант конца». Она верит в то, что дизайнерские решения острых экологических проблем могут быть «приятны и эстетичны», поэтому для Милана Антонелли с группой сокураторов приготовила вполне оптимистичный сценарий.
На первом этаже Музея дизайна и триеннале размещены 24 инсталляции, охватывающие мир от «космического до микроскопического», более 100 предметов, спроектированных в 20 странах. Начинается все с «Визуализации изменений» — снимков со спутников НАСА, на которых видно, как паводковые воды, тающие ледники и другие природные явления изменили Землю. «Вначале все выглядит очень тревожно, — говорит Антонелли, — но затем мы показываем, что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию еще при нашей жизни».
Выставка дает оценку масштабу гуманитарных и экологических проблем, но и предлагает решения, разработанные приглашенными для этой цели дизайнерами, среди которых защитница животных Джулия Ломанн, продвигающая идеи биотехнологий в дизайне американка Нери Оксман, итальянцы Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин (дуэт Formafantasma), специально для Милана расширившие свои исследования в области утилизации компьютерных плат, клавиатур и мониторов. Здесь они показывают видео и коллекцию офисной мебели, в которую вмонтированы обломки оргтехники. Голландцы Брехт Дьюф и Леннеке (Buro Belén) предлагают нам по-новому относиться к солнцу — вместо солнцезащитного крема надевать технологичную одежду, задерживающую ультрафиолетовое излучение.
В целом «Сломанная природа» вышла оптимистичной, инклюзивной, технологически интересной, политически острой и амбициозной, как, впрочем, и предыдущие проекты Паолы Антонелли. Даже самые утопичные предложения вроде туфель на шпильке, рассеивающих в почву семена рапса, поглощающие радиоактивность, или архитектурные сооружения, созданные с использованием меланина, выглядят вполне осуществимыми. Дизайнеры делают то, что у них получается лучше всего, — решают проблемы.
Антонелли пропагандировала идею этой выставки в МоМА еще в 2013 году. Ей отказали, но, по ее словам, получилось к лучшему: «было время обдумать концепцию», а также сравнить ее с другими музейными проектами на тему экологии и устойчивого развития. «Теперь важно показать, что действовать надо здесь и сейчас», — говорит куратор. Она планирует, объединившись с другими музеями, выпустить манифест. «И тогда вместо одного голоса наконец зазвучит хор», — уверена Антонелли.
XXII Миланская триеннале. «Сломанная природа: дизайн для выживания человечества»
До 1 сентября