18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Золотой запас» Сахары периода ее средневекового процветания

№72
Материал из газеты

Когда-то пустыня была оживленной торговой площадкой

Эта выставка призвана радикально изменить традиционное представление о пустыне Сахаре как о мертвой зоне на географической и исторической карте мира. Когда-то, с распространением в этом регионе ислама, она была важным маршрутом для торговых караванов, о чем свидетельствуют археологические находки: золото, керамика, стекло, предметы из меди. На подготовку выставки, по признанию ее куратора Кэтлин Бикфорд Берзок, ушло восемь лет. «Это очень богатая история, о которой известно до обидного мало. В мировых музеях искусство Африки представлено экспонатами времени колониализма и работорговли».

Выставка призвана расширить историческую картину континента за счет периода Средневековья, с VIII по XVI век, показать его как ранний пример глобализации и мультикультурализма. В экспозиции — около 250 предметов, найденных во время археологических раскопок в Мали, Марокко и Нигерии — странах, которые сегодня расположены на западных, северных и южных границах торговых путей средневековой Сахары.

Помимо золотых изделий, среди которых украшения из гробницы в Нигерии и золото, найденное после кораблекрушений и контрабандой выво­зившееся из Марокко в Англию, здесь и не менее ценные артефакты, которые могут немало рассказать о торговых связях того времени. Например, бусина ­­­X–XI веков из Египта или Сирии в виде спаянных вместе золотых капелек. Или осколок китайского фарфора с сине-зеленой глазурью из раскопок в Мали. Он датируется X–XII веками и свидетельствует о том, какое широкое распространение уже тогда имели китайские товары. Бикфорд Берзок рассчитывает на то, что, глядя на эти фрагменты, посетители выставки смогут «включить воображение» и воссоздать картину мира того времени. В этом им помогут включенные в экспозицию похожие целые предметы XVII–XXI веков. «Это спорный прием, но без него не получилось бы и этой выставки», — уверена куратор. 

В сентябре выставка отправится в Музей Ага-хана в Торонто, а затем в Национальный музей африканского искусства в Вашингтоне.  

Музей искусства Мэри и Ли Блок Северо-Западного университета
Караваны золота. Фрагменты времени
До 21 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+