18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Гулять и смотреть

№72
Материал из газеты

Апрель — прекрасный месяц, чтобы начать гулять по московским бульварам и неприметным улочкам и смотреть на стрит-арт, считает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели

Я бы рекомендовал начать с «Винзавода», а затем дойти до «Атриума», фасад которого украшают произведения Харифа Гузмана, Тристана Итона, Покраса Лампаса, Фелипе Пантоне, Шепарда Фейри, Бена Эйна и WK Interact. Выставка Фейри «Форс-мажор» состоялась у нас минувшей осенью. Она вошла в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны и получила свое продолжение в городском пространстве при участии творческого объединения «Артмоссфера» — мурал Шепарда Фейри теперь можно увидеть и на фасаде здания № 12 по Мытной улице.

В целом появление стрит-арта в стенах музеев — новая норма. Первой в российской выставочной практике стала персональная выставка художника Павла Пухова (1983–2013), работавшего под псевдонимом Паша 183. Проект «Наше дело подвиг!» с большим успехом прошел в нашем здании на Гоголевском, 10 в 2014 году. Он на примере творчества одного художника столкнул или соединил музейное пространство и уличное искусство. Паша 183 начал работать в 2002 году, за десять лет его творчество оказало значительное влияние на развитие и восприятие стрит-арта в России, позволив многим впервые увидеть в  уличном искусстве полноценное художественное высказывание. Многие работы Паши были безвозвратно утеряны, поэтому на выставке мы старались воспроизвести эти уличные инсталляции на основе воспоминаний его друзей и архивных фотографий. Сегодня его «Аленка» хранится в собрании Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. 

Конечно, это не все проекты, о которых хотелось бы рассказать. Например, в 2016 году прошла персональная выставка Валерия Чтака «В моем случае — ни в коем случае», а в 2017-м совместно с фондом RuArts — «Сажа». Каждая из них уникальна по-своему, но очевидно, что стрит-арт сегодня не просто стихийная альтернативная деятельность в современном искусстве.

Я рад, что общество и государство постепенно становятся все более открытыми к сложным форматам экспонирования, новым формам искусства, городские фасады приобретают новый облик, а московские районы проводят свои фестивали, как, например, Urban Morphogenesis в Одинцове. Но новое знание рождает новые вопросы. Чем визуальная пропаганда отличается от стрит-арта? В чем ценность для города санкционированного паблик-арта или, наоборот, нелегальных уличных практик? 

В поисках ответов мы решили на одну неделю превратить наш Образовательный центр в базу исследовательского проекта о современной российской стрит-арт-культуре. Форум уличного искусства мы проведем совместно с фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта. Вместе мы посмотрим, как развиваются уличное искусство и граффити сегодня, как эти процессы влияют на формирование современного городского пространства и какие техники и темы интересуют уличных художников. Форум будет поделен на несколько секций: лекции уличных художников, открытые дискуссии, выставка, показ документальных фильмов и музыкальные выступления. Среди участников — Владимир Абих, Андрей Adno, Миша Мост, Анна Нистратова, Алексей Партола, Владимир Стекачев, Артем Филатов и другие.

Я уверен, что стрит-арт как направление в искусстве способствует открытости города — его общественного пространства, музеев, частных институций — к такому экспериментальному художественному освоению территории. Это верный путь к демократии, к установлению комфортного диалога между горожанином и городом. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+