18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подлинная цена джентльменства

№71
Материал из газеты

Опубликованные уже после смерти Всеволода Петрова воспоминания о Николае Пунине, Данииле Хармсе и Николае Тырсе показали его ценным мемуаристом

Впоследние годы происходит справедливое и полноценное возвращение в культуру имени ленинградского «офицера и джентльмена» Всеволода Петрова. Родился он в 1912 году в весьма почтенной семье: дед был генералом, инженером и членом Государственного совета, отец — одним из основателей российской онкологии. В 1929-м младший Петров стал экстерном исторического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Студентом третьего курса поступил на службу в художественный отдел Русского музея, работал под руководством Николая Пунина. В годы войны был в действующей армии, в различных тыловых частях. А в 1949-м, в период борьбы с космополитизмом, Петрова уволили из музея, так что пришлось ему стать искусствоведом-литератором. За 30 лет он подготовил научные и популярные монографии о Карле Брюллове, Викторе и Юрии Васнецовых, Петре Клодте, Михаиле Козловском, Владимире Лебедеве, Кузьме Петрове-Водкине, объединении «Мир искусства», а также ряд статей для многотомной «Истории русского искусства». Вместе с другом Геннадием Гором они написали биографии Василия Перова, Василия Сурикова и Павла Федотова для детей. Скончался Всеволод Петров в 1978 году в Ленинграде.

И уже посмертно он оказался ценным мемуаристом, когда начали публиковать его воспоминания о Михаиле Кузмине, Николае Пунине, Николае Тырсе, Данииле Хармсе и других. А в 2006 году, после журнального издания его повести «Турдейская Манон Леско», выяснилось, что Петров был талантливым писателем. В 2017-м московская «Галеев-галерея» выпустила том его рассказов, дневников и стихов — и автор перешел из разделов чужих библиографий в статус скромной, но неугасимой звезды.

На недавней выставке и в ее каталоге Всеволод Петров выступает в роли Солнца, вокруг которого вращаются планеты — художники и литераторы. Тут калейдоскоп маленьких чудес и открытий. Иконографию заглавного героя — фотографии из семейного архива, портреты Мариам Асламазян, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Алексея Успенского, Татьяны Шишмаревой — сопровождают редкие автопортреты и портреты Анны Ахматовой, Александра Введенского, Ольги Гильдебрандт, Эриха Голлербаха, Михаила Кузмина, Дмитрия Митрохина… Есть и впервые публикуемые фотографии жен, возлюбленных и родственников ленинградских талантов. На свет выходят неизвестные стихи Лидии Аверьяновой и воспоминания Николая Лапшина, переписка Петрова с Ахматовой, Львом Гумилевым, Мариной Малич и даже с Турдейской Манон! Надеюсь, читатели оценят этого скромного художественного идеолога, доброжелательного мемуариста, подлинного аристократа (как известно, настоящий аристократ — это демократ), ревностного любовника. Каталог расскажет и о скандале Гумилева с Петровым, о судьбах ряда ленинградских художников, о спасении драматической музы героя — Екатерины Лившиц. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+