18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Философия времени

№72
Материал из газеты

Предприниматель и деятель актуального искусства Дмитрий Волков поговорил с нашей газетой об искусстве, философии и эксклюзивных часах Jaquet Droz

Как вы в целом относитесь к часам? Это повседневная вещь или тоже предмет коллекционирования? 

Хотя я стараюсь максимально эффективно использовать время, до знакомства с брендом Jaquet Droz к механическим часам я относился спокойно. Время я узнавал на телефоне, но попутно часто делал то, что не собирался: проверял сообщения в мессенджерах, стоимость акций Amazon, письма от коллег. И положив телефон, иногда забывал, что хотел сделать до того. Теперь я просто смотрю на часы на запястье. Определение времени больше не похищает то самое время. 

Но часы могут стать и объектом инвестирования. Сейчас вместе с Jaquet Droz мы сделали часы, которые, безусловно, могут считаться произведением искусства. Они сочетают в себе совершенный механизм и эстетическую ценность. На циферблате воспроизведена картина моего любимого художника Виктора Пивоварова. Кроме того, эти часы все время заставляют меня задумываться о сущности времени. 

Понятие времени вызывает массу противоречий. Время почему-то бесследно исчезает, хотя остальное оставляет следы. О нем говорят, хотя никто его не видел. Оно бесконечно, при этом бесценно, бывает содержательным и глубоким, а бывает пустым и легким, как пыль на холодильнике. В общем, одни загадки. При этом простой часовой механизм способен выразить это сложное понятие в одной механической формуле — периодической последовательности событий, равномерном движении стрелок по кругу. Воистину гениальное изобретение меры времени, а может, выражения его сущности!

Это ваш первый экземпляр Jaquet Droz или вы уже знакомы с произведениями Дома?

Это не первый экземпляр. Моими первыми часами стали Grande Seconde Moon. Они идеально подходят как к классическому костюму, так и к стилю casual, который я предпочитаю. Интересно, что на ужине в честь 280-летия бренда в Москве в конце прошлого года мы с президентом Jaquet Droz выяснили, что оба выбрали именно эту модель.

Став амбассадором бренда, я изучил историю самого Дома. Мне показалось любопытным, что Пьер Жаке-Дро пытался создавать машины, которые могли бы творить. В середине XVIII века он собрал несколько автоматонов, способных писать, рисовать и играть на органе. Сейчас, когда мы занимаемся созданием мыслящих машин, идеи Жаке-Дро кажутся мне крайне актуальными. В общем, прекрасная история и замечательный, символичный артефакт — часы Jaquet Droz.

Как у вас появилась идея создать подобные часы и почему вы выбрали именно эту картину?

Совпали два события. Я приобрел несколько работ Виктора Пивоварова и стал амбассадором марки. Пивоваров — важный для меня художник. Он яркий представитель московского концептуализма. В его творчестве тесно переплетаются философия и искусство. Название выбранной для часов работы символично — «Философ и художник». В ней Пивоваров сравнивает инструментарий философов и художников. Что любопытно, с его точки зрения, художник, анализируя реальность, находится в более выгодном положении по сравнению с философом. Он использует образы вместо языка. А образы, с его точки зрения, более содержательны. Обязательно ли философским понятиям быть воплощенными в осязаемых предметах, чтобы начать существовать в реальности? Если все изменяется, как могут существовать неизменными философские понятия? В чем отличие философии от искусства? Мне интересно задумываться об этом, глядя на произведение искусства у меня на руке.

Много ли работ Виктора Пивоварова в вашей коллекции? И вообще, каких художников или, может быть, какие направления и стили вы собираете?

Работ Виктора у меня пять — все из серии «Философские тетради». Но кажется, что в век «цифры» и бесконечного копирования владеть искусством становится не так важно, как испытывать переживания от него. Коллекционирование имеет тенденцию становится иммерсивным. И это один из принципов моего собрания. Оно состоит не из вещей, а из эмоций.
Этим во многом объясняется характер проектов, которые реализует мой фонд SDV Arts & Science. Среди них — первый московский фестиваль уличных пианино с участием художников и музыкантов, выставка технологического искусства и арт-резиденция для молодых художников в Риге совместно с музеем «Гараж», арт-перформансы с художниками Олегом Куликом и Андреем Бартеневым на фестивале Burning Man в США, перформанс Small Button в галерее «Солянка» с участием художников, чьи работы входят в мою коллекцию. Выбирая произведения, мы в первую очередь оказываем поддержку российским современным художникам. В мою коллекцию входят работы как признанных, так и совсем молодых и перспективных художников. 

Довольны ли вы результатом такого необычного сотрудничества с Jaquet Droz? 

Я очень доволен. Для меня важен творческий и свободный процесс сотрудничества. Особенно приятно, что, несмотря на то что Jaquet Droz — один из старейших часовых брендов, они готовы на такие смелые эксперименты. 

Справка

Картина «Философ и художник» Виктора Пивоварова из собрания Дмитрия Волкова украсила циферблат эксклюзивных часов Jaquet Droz

Для часового Дома Jaquet Droz работа над уникальными изделиями — дело привычное, как бы странно это ни звучало. Почти 300 лет, начиная с первых творений Пьера Жаке-Дро и до сих пор, на мануфактуре в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон создают невероятные произведения часового искусства, где сложнейшая механика всегда идет рука об руку с великолепным художественным исполнением.

В отличие от других марок, для истинных ценителей у Jaquet Droz есть особое предложение — возможность создать свой собственный дизайн циферблата. Недавно по индивидуальному заказу амбассадора марки Дмитрия Волкова, известного предпринимателя, доктора философии и деятеля актуального искусства, бренд изготовил эксклюзивные часы, которые украсило изображение картины Виктора Пивоварова «Философ и художник». В этом проекте очень четко проявляется главный слоган бренда: «Одни часы показывают время, другие — рассказывают историю». Работу одного из основоположников московского концептуализма из личного собрания Волкова мастера Jaquet Droz повторили на циферблате с помощью техники миниатюрной росписи по эмали. 

В качестве основы для этого особого заказа была взята модель Petite Heure Minute диаметром 43 мм в розовом золоте с эмалью цвета слоновой кости. Часы выполнены в единственном экземпляре и занимают почетное место в коллекции Дмитрия Волкова.

Еще…

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+