18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Татьяна Карпова: «Сделать выставку Мунка — это мечта и каждого музея, и куратора»

№72
Материал из газеты

Третьяковская галерея 16 апреля открывает выставку Эдварда Мунка. Куратор выставки, замдиректора музея по научной работе Татьяна Карпова рассказала нам о том, какой «Крик» покажут в Москве, чем завораживает Мунк и о следе Достоевского

Как возникла идея этой выставки, как проект стал возможным?

Для меня проект начался в 2013 году, когда я отправилась в Осло, чтобы посмотреть замечательную юбилейную выставку Мунка, которая проходила и в Национальном музее в Осло, и в Музее Мунка. Тогда и были проведены первые переговоры. Музей Мунка начал готовиться к переезду в новое здание. Директор музея искал проекты, которые могли бы завершить жизнь Музея Мунка в старом здании. Так наметились контуры сотрудничества Музея Мунка и Третьяковской галереи. В итоге мы договорились сделать в Норвегии, в Музее Мунка, две выставки русского искусства. Сейчас, правда, они говорят уже о трех. Первую выставку мы уже открыли. Она посвящена русскому искусству 1880-х — 1900-х годов.

С 2013 года мы прошли долгий путь. Выставка Мунка несколько раз откладывалась. Музей Мунка реализовывал серию проектов, в рамках которых Мунк выступал в паре с различными европейскими художниками-современниками. Мы терпеливо ждали и дождались.

Сделать выставку Мунка — это мечта и каждого музея, и куратора. У меня сейчас феерическое ощущение — как будто человеку, который занимался всю жизнь русским искусством, выпал шанс сделать выставку ван Гога в Третьяковской галерее. Потому что Мунк, в общем-то, ван Гогу не уступает. Когда откроется новое здание Музея Мунка, где будет, наконец, постоянная экспозиция, масштаб творчества Эдварда Мунка, я думаю, будет еще более очевиден.

На сайте Музея Мунка баннер с «Царевной Лебедью» Врубеля...

Да, они выставку назвали по имени этой картины Врубеля. Помимо произведений русских художников из собрания Третьяковской галереи, на ней можно увидеть работы мастеров Северной Европы: Цорна, самого Мунка, Ларсена, Мюнте, Галлен-Каллелы… Выставка пользуется большой популярностью.

Ну а для нас выставка Мунка — часть проекта, связанного с искусством Скандинавских стран и шире — Северной Европы. Мы хотим сделать серию выставок, посвященных Мунку, финскому художнику Аксели Галлен-Каллеле и шведу Андерсу Цорну, и таким образом отойти от французоцентристской модели. Да, действительно, французское искусство во второй половине XIX века было необычайно авторитетным. Но, помимо Парижа, были и другие центры. Это и Мюнхен, и Берлин. Но это и страны Северной Европы, где было свое очень интересное искусство, и есть множество параллелей между искусством Северной Европы и русским искусством.

 

Вы работаете только с Музеем Мунка? Его работы ведь есть и в других музеях.

Можно сказать, что мы следовали пожеланию Музея Мунка сотрудничать преимущественно с ними в этом проекте. Мы это условие приняли. Коллекция Музея Мунка невероятно обширна. Практически все, что есть в других музеях, например в Национальном музее в Осло, — это более ранние или поздние версии работ из коллекции Музея Мунка. Художник постоянно повторял свои работы, что-то меняя. Этой способностью многократно возвращаться к одному и тому же сюжету и никак не снижать планку его переживания Мунк завораживает. Я думаю, что наши зрители не будут разочарованы.

Мы получаем из Музея Мунка 63 живописные работы и 36 графических произведений. Две работы нам предоставит ГМИИ им. А.С.Пушкина — это «Девушки на мосту» и графический автопортрет Мунка, так называемый «Автопортрет с рукой скелета». К сожалению, российские музеи другими произведениями Мунка не обладают.

Мунк очень литературен. Эта составляющая его творчества как-то будет отражена?

Внутри выставки зашита тема «Мунк и Достоевский». Достоевский — один из любимых писателей Мунка. В библиотеке художника были все переводы его произведений на немецкий и норвежский языки, биографии Достоевского и разнообразные критические исследования его творчества. Последняя книга, которую Мунк читал перед смертью, — «Бесы» Достоевского. Мы взяли на нашу выставку некоторые издания романов Достоевского и биографии писателя из библиотеки Мунка.

Каждый, кто знаком с творчеством Достоевского, обнаружит в творчестве Мунка параллели в романах и повестях русского писателя: это всепоглощающая страсть к карточной игре, это и темы «Фриза жизни», посвященные ревности, одиночеству, драматическим коллизиям отношений мужчины и женщины.

Мунк постоянно вел дневники, сочинял литературные эссе, планировал издать свои дневниковые тексты с иллюстрациями из «Фриза жизни». Фрагменты этих текстов помещены в этикетаж выставки. Нам хотелось, чтобы голос Мунка вливался в полифоническое пространство выставки.

То есть вы строите повествование не по хронологии, а по темам? Можно что-то про это рассказать?

Выставка будет экспонироваться на двух этажах Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Мы начнем знакомство с творчеством и личностью Мунка с его автопортретов. Он всю жизнь писал автопортреты, это его своего рода живописный и графический дневник, где он без всякого желания польстить самому себе с предельной искренностью исследует свое психическое и физиологическое состояние. Автопортреты также будут включены в другие разделы, как и выдержки из дневников Мунка. Творчество Мунка ярко окрашено его личностью, это монолог от первого лица, поэтому присутствие его автопортретов, как и его собственных текстов, для нас принципиально важно.

Живопись на выставке преобладает, но и графических работ немало — 30. Что это будет?

Графику Мунка мы покажем в отдельном разделе. Многие исследователи считают, что Мунк-график ничуть не уступает Мунку-живописцу и даже превосходит его. И действительно, это абсолютно равновеликая часть его наследия. Мы включили в этот раздел выставки портреты знакомых и друзей Мунка — Хенрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Августа Стриндберга, Стефана Малларме, Станислава Пшибышевского. Но основное содержание графического раздела составляют листы, связанные с «вечным темами» вселенной Мунка. В графике он доводит до каких-то абсолютных формул образы «Мадонны», «Поцелуя», «Крика», «Страха»... Мы выбрали не оригинальную графику, а графику печатную — литографию, ксилографию и офорт. Но есть одно исключение из этого принципа. В разделе «Фриз жизни» мы покажем ранний «Крик» 1893 года, созданный цветной восковой пастелью, это одна из первых мыслей Мунка об этом знаменитом сюжете. Эту раннюю версию особенно ценит Музей Мунка. Для многих Мунк связан прежде всего с данной темой. Но мы надеемся очень сильно расширить представления публики об этом художнике.

Центральный зал на третьем этаже, наше самое большое пространство, будет посвящен в основном «Фризу жизни» — главному циклу Мунка. Какие-то сюжеты этого цикла будут представлены в ранних версиях, какие-то в более поздних, но это действительно будет достаточно репрезентативный состав сюжетов «Фриза жизни». А вокруг этого цикла — темы, которые из него вытекают, с ним тесно связаны.

Также мы покажем фотографии Мунка, его знаменитые «селфи». Мунк был увлечен фотографией и даже пытался снимать документальное видео. Он фотографировал себя в разном возрасте, в разных состояниях, одетым и обнаженным. Контрастное сопоставление фотопортретов и живописных автопортретов Мунка позволяет глубже понять его личность.

И наконец, на втором этаже будут представлены работы Мунка 1910-х, 1920-х, 1930-х годов, когда он, пройдя через тяжелые жизненные кризисы, излечивается от всякого рода зависимостей, которые его долго преследовали в молодости: алкоголизм, табакокурение, карточная игра, «токсичные» женщины... Он возвращается в Норвегию после долгих странствий по городам Европы, покупает дом с садом в Экелю, на окраине Кристиании, строит там свою студию и ведет довольно одинокую и в то же время необычайно интенсивную творческую жизнь. По количеству то, что он создал в эти годы, намного превосходит объем его наследия 1880-х — 1900-х годов. Несмотря на проблемы со зрением, Мунк работал до последних дней жизни. У нас на выставке будет один из финальных его автопортретов — знаменитый автопортрет «Между часами и кроватью». Поздние работы не уступают более известным произведениям 1890-х, они воздействуют на зрителя невероятной силой эмоций, раскрепощенной манерой письма, интенсивностью цвета...

Наряду с поздними автопортретами, портретами и пейзажами в этом разделе мы представим группу произведений на тему «Художник и модель». Обнаженные Мунка лишены откровенной чувственности, их обнаженность позволяет снять покровы с душевных переживаний. Главная тема этой серии — страдающая, униженная женственность. Эпиграфом тут могла бы служить картина «Кроткая», названная по повести Достоевского, переведенной в начале 1920-х годов на норвежский язык.

Как будет называться выставка?

Очень просто: «Эдвард Мунк». У нас были разные варианты названия. Сначала я хотела назвать выставку «Танец жизни», и предполагалось, что одноименная картина будет ее эмблемой. Но все-таки после всех обсуждений и размышлений мы вынесли на афишу и на обложку каталога «Крик». Ведь для значительной части публики Мунк ассоциируется прежде всего с этим сюжетом.

Как бы вы сформулировали, в чем основная драма Мунка? И является ли она явлением его эпохи или чем-то вневременным?

Мунк исследует состояния, которые имманентно присущи существованию каждого человека. Он находит для этих состояний отточенную форму, своего рода иероглиф. Он доводит до формулы, до знака образы «демонов», «врагов» рода человеческого, — страх, ревность, различные мании — и освобождается от них. В этом я вижу жизнеутверждающий смысл его искусства.

Когда я занималась выставкой Николая Ге (2011–2012), меня поразило, что «Голгофа» Ге написана в 1893 году, так же как и «Крик» Мунка. Видимо, какой-то надвигающийся ужас потрясений, которые человечество переживет в ХХ веке, предчувствовали и Мунк, и Ге и выразили их по-своему. Конечно, как в творчестве каждого большого художника, в творчестве Мунка можно найти как актуальные для его эпохи черты, так и универсальные, понятные каждому темы и эмоции.

Можно ли также сказать, что он вырвался из этих своих драм в какое-то более широкое измерение?

Несомненно. Завораживает жизненный путь Мунка, то, как он вырывался из провинциальной Кристиании, как отстаивал право на свой собственный художественный язык. Ведь он прошел через полное непонимание своего творчества у себя на родине, настоящую травлю, издевательства газетных критиков.

Он победил в этой борьбе и обрел внутреннюю гармонию. Мунк в итоге прожил 80 лет, а все его родственники умирали рано, потому что семейным проклятием был туберкулез и душевные болезни.

Существует расхожее мнение, что Мунк тяжелый, депрессивный художник. Но у меня его личность и творчество рождают не чувство тяжести и уныния, а, напротив, силы, мужественного преодоления невзгод и препятствий, прорыва к свету, солнцу, гармонии. На одном из его известных фотопортретов Мунк, обнаженный, со шпагой в вытянутой руке, атакует густой мрак вокруг него. Мне кажется, этот образ очень хорошо его характеризует.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+