Компания Mercury сделала московским ценителям элитного фарфора и поклонникам творчества Марка Шагала по-настоящему уникальный подарок: в середине марта Фредерик Бернардо, генеральный директор бренда Bernardaud, Мерет Мейер, вице-президент Фонда Марка Шагала и внучка художника, а также вторая его внучка Белла Мейер представили столичной публике эксклюзивный чайный сервиз «Букет цветов Марка Шагала» с семью рисунками и монотипиями художника, перенесенными с максимальной точностью на белоснежный фарфор. Новая серия изысканных предметов была создана специально для России по инициативе Mercury.
Для Дома Bernardaud подобные хрупкие шедевры — история хорошо знакомая. Коллаборации с представителями мира искусства, дизайна, кино и даже парфюмерии появляются у них почти так же часто, как новые базовые коллекции. Художники Марина Абрамович, Субодх Гупта и Жан-Мишель Альберола, парфюмер Оливия Джакобетти, режиссер Дэвид Линч, дизайнер Марко Менкаччи и еще добрых два десятка мастеров отметились в летописи Дома в качестве художников-друзей.
Формула самого фарфора Bernardaud неизменна на протяжении полутора столетий: 50% каолина (белая глина), 25% кварца, 25% полевого шпата. Ничего другого, никаких прочих примесей. Идеальный белый материал выходит всего из трех ингредиентов. Правда, чтобы поутру вы могли насладиться свежесваренным кофе в изысканной чашке, например из коллекции Ecume с необычным точечно-рельефным узором, ей пришлось пройти довольно долгий путь, поскольку для ее создания на мануфактуре Bernardaud были поэтапно — один за другим — задействованы минимум 50 человек. Самые яркие и, пожалуй, сложные проекты Дома всегда связаны с необычными формами. Так было, к примеру, с вазами Nazareth дизайнерского дуэта братьев Кампана и статуэтками серии Balloons Джеффа Кунса. Главная проблема в работе с фарфором состоит в том, что после обжига любой предмет уменьшается в объеме на 14% и предугадать, как именно это произойдет, просто невозможно. Поэтому для создания идеальных экземпляров с нужными пропорциями требуется все мастерство работников мануфактуры и длительный подготовительный период.
Другая сложность — точность цветопередачи. Чтобы рисунок закрепился на поверхности и сохранялся долгие годы, предмет проходит финальный, третий по счету обжиг. И если одни цвета выдерживают температуру до 1200 градусов, то краски так называемого малого огня — лишь 850 градусов. И как раз в эту палитру входят важные для декорирования оттенки, которые при перегреве даже на 10–15 градусов потеряют нужный тон: красный превратится в коричневый, синий — в черный. Жидкие золото и платина (к слову, самые настоящие, а не имитация), которые используются для росписи, тоже привередливы и требуют невысокой температуры запекания. Поэтому даже страшно представить себе, сколько экспериментов и проб пришлось провести художественному отделу Bernardaud, чтобы получить безукоризненный красный металлик для кунсовского кролика. Те же проблемы в соответствии оттенков всегда возникают при перенесении на посуду графики и живописи. Так было и с сервизом Жоана Миро, и с вазами Жана Лурсата, и с обширной коллекцией предметов с рисунками Марка Шагала, которая теперь пополнилась новой чайной серией.
Коллекция «Букет цветов» была создана при непосредственном участии Фонда Марка Шагала, который выбрал для этого семь работ художника. Среди них — пять уникальных монотипий, принадлежащих к средиземноморскому периоду его творчества. Впервые букеты появились у Шагала в 1909 году, когда он встретил свою главную музу — будущую жену Беллу. «Именно Белла принесла мне первый цветок… Мы можем долго рассуждать о значении цветов, но для меня они олицетворяют саму жизнь. Необходимость», — писал художник.
На своих полотнах Шагал обычно изображал цветы не в пейзаже, а в натюрморте: собранные в букет и поставленные в вазу дома или в студии. Его цветы — это символ невинности, красоты и нескончаемого поиска идеала. При этом в его букетах есть и мистический смысл: это и буйство жизни, и последние моменты ее угасания в сорванном растении.
Еще Шагал любил экспериментировать с разными художественными техниками. В 1962 году, вернувшись во Францию после эвакуации в Америку в период Второй мировой войны, он серьезно увлекся монотипией. К 1975 году он успел создать 300 оттисков, причем, что интересно, все они были заказаны одним человеком — женевским издателем Жеральдом Крамером.
Выбранные для коллекции «Букет цветов» монотипии сделаны Шагалом в последние два года его увлечения этой техникой. Он работал очень быстро, и мастерски применял пастозную фактуру (плотные, кроющие мазки краски, которые
акладываются слоями, придавая рисунку рельефность). Техника монотипии предполагает, что изначально рисунок наносится красками на лист меди или другого твердого и идеально гладкого материала, а затем отпечатывается на листе бумаги. Для правильной передачи цвета нужно точно рассчитать давление и увлажнить бумагу настолько, чтобы создать баланс между прозрачностью и насыщенностью оттенков на готовом эстампе. Здесь нет времени на раздумья и вторые попытки, монотипия — это техника создания только одного, уникального отпечатка.
Уверенными движениями Марк Шагал распределял гуашь или акрил на медном листе пальцами, затем переносил изображение на бумагу и дорабатывал детали другим концом кисти (оттого на рисунках часто встречаются штрихи-бороздки). Мастерам Bernardaud удалось невероятно точно перенести нежные цветочные рисунки художника на предметы и даже сохранить эффект тех самых редких бороздок.
Новая коллекция «Букет цветов Марка Шагала» доступна в ЦУМе, ДЛТ и фирменных бутиках Bernardaud в Третьяковском проезде, Barvikha Luxury Village и бутиках Gallery Royal.