18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не подделка, но сильно «приукрашена»

Картина уже была приговорена к исключению из коллекции Художественного музея Карнеги в Питсбурге как однозначная подделка, но с помощью технико-технологических исследований экспертам все же удалось установить, что это подлинный портрет XVI века, переписанный в XIX столетии почти до неузнаваемости.

Хранитель музея в Питсбурге Лулу Липпинкотт была убеждена, что портрет Элеоноры Толедской, приписываемый кисти итальянского маньериста Бронзино, — фальшивка. «Один взгляд на картину заставил меня подумать: «Вы шутите, это не Бронзино!» — говорит она. Уверенная в том, что картина не могла быть произведением старых мастеров, как утверждалось ранее, Липпинкотт отправила ее в реставрационную мастерскую с сопроводительной запиской, где просила, чтобы главный реставратор музея Эллен Бакстер подтвердила, что это подделка.

Ответ Бакстер, однако, был не таким, как ожидала Липпинкотт. «Я не была настолько уверена, потому что поверхность картины покрыта кракелюром, не характерным для живописи на холсте. Что-то не срасталось», — объясняет Бакстер.

Однако она согласилась с тем, что викторианские «фарфоровые» черты модели не были похожи на другие работы художника. Когда она обследовала подрамник картины, то нашла металлическую печать Фрэнсиса Лидхэма, знаменитого британского реставратора XIX века, известного своим мастерством переноса живописи с доски на холст.

«Наконец-то история работы стала совпадать с тем, что мы видели», — сказала Бакстер, объясняя, что кракелюр на картине соответствовал тому, что она ожидала бы увидеть в живописи на дереве. Она считает, что картина была перенесена на холст, потому что в доске была трещина, которая не поддавалась реставрации. Теперь Липпинкотт вынуждена была признать, что произведение было по крайней ме-ре на 100, если не на 400 лет старше, чем она думала первоначально. «Вот когда началось настоящее веселье», — говорит она. Исследователи вышли на верный след, ког-да на рентгеновском снимке увидели гораздо менее гламурную фигуру, скрытую под слоями позднейших записей: это была женщина постарше, с массивным подбородком,«унылыми глазами и руками баскетболистки», объясняет Бакстер. Рентген также выявил следы нимба и показал, что женщина первоначально держала в руках алебастровую урну; и то и другое — атрибуты Марии Магдалины. Лицо и руки модели были, вероятно, переписаны в XIX веке, уже после того, как работа была перенесена на холст, чтобы сделать картину более привлекательной при продаже. Липпинкотт проследила историю произведения вплоть до железнодорожного магната XIX столетия и коллекционера произведений искусства Коллиса Поттера Хантингтона, завещавшего большую часть своей коллекции Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Музей Карнеги приобрел эту картину в 1978 году.

Липпинкотт сосредоточила внимание на одежде женщины — самой подлинной части живописи, чтобы определить модель. Рассматривая каталог портретов семьи Медичи, она заметила сходство с платьем на портрете Изабеллы (1542–1576), беззаботной дочери Элеоноры Толедской и Козимо Медичи; она была задушена мужем, после того как он прознал о ее романе со своим кузеном. Липпинкотт полагает, что картина была написана около 1574 года, а нимб с урной были добавлены вскоре после ее завершения. Атрибуты Марии Магдалины преобразовали портрет в «символ раскаяния»; брат Изабеллы Франческо, ставший главой семьи в 1574-м, был менее других расположен мириться с ее скандальным образом жизни. «Возможно, это было попыткой Изабеллы одуматься и изменить свое поведение», — считает Липпинкотт.

Удаление верхнего слоя краски было достаточно простым делом, рассказывает Бакстер. «Я сняла слой 130-летней краски с нижнего слоя 400-летней краски, и это невозможно сделать с меньшей уверенностью».

В музее надеются, что удаление верхнего слоя позволит им определить имя художника. Липпинкотт полагает, что картина была написана кем-то из круга Алессандро Аллори, ведущего живописца при дворе Медичи в 1560–1570-х годах. «Теперь, когда у нас есть картина, максимально приближенная к своему первоначальному виду, ученые могут сделать точную оценку ее качества и подлинности», — считает реставратор.

Портрет входит в число пяти работ, которые представлены на новой выставке в музее.

Художественный музей Карнеги
Подделанные, забытые, найденные. Исследование пяти картин эпохи Возрождения

Питсбург
28 июня — 15 сентября

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+