18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Последний поклон слоновой кости

№72
Материал из газеты

Каталог изделий из слоновой кости вышел в разгар борьбы против убийства животных и торговли их бивнями

Досадно, что роскошный научный каталог Ютты Каппель вышел в свет в то время, когда замечательная кампания против убийства слонов ради добычи их бивней обернулась абсолютно неприемлемой охотой на ведьм и борьбой с теми, кто продает и коллекционирует произведения искусства из слоновой кости, созданные в предыдущие столетия. Богатством и качеством иллюстраций новый каталог обязан как раз одному из них — Райнеру Винклеру, пожалуй, самому крупному на сегодня коллекционеру предметов из слоновой кости; увы, современное положение дел в этой области заставляет задуматься о том, будут ли у него преемники.

Коллекция музея старинных ювелирных изделий «Зеленые своды» (Grünes Gewölbe) в Дрездене, насчитывающая более 350 предметов из слоновой кости, не только одна из лучших в мире — она еще и прекрасно задокументирована, в частности подробными перечнями начиная с 1587 года. В то время она хранилась в кунсткамере, предшественнице дрезденского музея. 

Коллекция «Зеленых сводов» абсолютно не энциклопедична — потому, что отражает вкусы курфюрстов Саксонии и их предпочтения в выборе придворных скульпторов. Но качество лучших изделий из слоновой кости буквально захватывает дух, хотя справедливости ради и нужно отметить, что в наши дни эстетика барокко и рококо далеко не всем по вкусу.
В XVII–XVIII веках авторы изделий из слоновой кости нередко отталкивались от образов из других видов изобразительного искусства. Встречаются и смелые трактовки, когда двухмерность переводится в объем. Взять хотя бы фигуры, названные Нептуном и его супругой Амфитритой и вырезанные, как считается, в мастерской Давида Хешлера примерно в середине XVII века на сюжет гравюры 1580 года Яна Саделера, заимствованный, в свою очередь, из ныне утраченной картины Бартоломеуса Спрангера «Нептун и Кенида» (Кенида — возлюбленная бога, превращенная по ее просьбе в неуязвимого мужчину, Кенея). Эти два сюжета практически неразличимы, и фигуры Саделера были идентифицированы лишь благодаря надписи в нижней части гравюры. Ссылка на нее может свидетельствовать о том, что иконография скульптур из слоновой кости истолкована неверно.

Впрочем, было бы несправедливо закончить наш обзор указанием на мелкие недочеты, потому что в целом это замечательная книга. Каждая ее статья соответствует четкой и ясной системе. Несмотря на то что, как сказано выше, коллекция «Зеленых сводов» необычайно хорошо документирована, в отдельных статьях книги Каппель содержатся новые идеи, убедительные переатрибуции и уточнения провенанса.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+