Досадно, что роскошный научный каталог Ютты Каппель вышел в свет в то время, когда замечательная кампания против убийства слонов ради добычи их бивней обернулась абсолютно неприемлемой охотой на ведьм и борьбой с теми, кто продает и коллекционирует произведения искусства из слоновой кости, созданные в предыдущие столетия. Богатством и качеством иллюстраций новый каталог обязан как раз одному из них — Райнеру Винклеру, пожалуй, самому крупному на сегодня коллекционеру предметов из слоновой кости; увы, современное положение дел в этой области заставляет задуматься о том, будут ли у него преемники.
Коллекция музея старинных ювелирных изделий «Зеленые своды» (Grünes Gewölbe) в Дрездене, насчитывающая более 350 предметов из слоновой кости, не только одна из лучших в мире — она еще и прекрасно задокументирована, в частности подробными перечнями начиная с 1587 года. В то время она хранилась в кунсткамере, предшественнице дрезденского музея.
Коллекция «Зеленых сводов» абсолютно не энциклопедична — потому, что отражает вкусы курфюрстов Саксонии и их предпочтения в выборе придворных скульпторов. Но качество лучших изделий из слоновой кости буквально захватывает дух, хотя справедливости ради и нужно отметить, что в наши дни эстетика барокко и рококо далеко не всем по вкусу.
В XVII–XVIII веках авторы изделий из слоновой кости нередко отталкивались от образов из других видов изобразительного искусства. Встречаются и смелые трактовки, когда двухмерность переводится в объем. Взять хотя бы фигуры, названные Нептуном и его супругой Амфитритой и вырезанные, как считается, в мастерской Давида Хешлера примерно в середине XVII века на сюжет гравюры 1580 года Яна Саделера, заимствованный, в свою очередь, из ныне утраченной картины Бартоломеуса Спрангера «Нептун и Кенида» (Кенида — возлюбленная бога, превращенная по ее просьбе в неуязвимого мужчину, Кенея). Эти два сюжета практически неразличимы, и фигуры Саделера были идентифицированы лишь благодаря надписи в нижней части гравюры. Ссылка на нее может свидетельствовать о том, что иконография скульптур из слоновой кости истолкована неверно.
Впрочем, было бы несправедливо закончить наш обзор указанием на мелкие недочеты, потому что в целом это замечательная книга. Каждая ее статья соответствует четкой и ясной системе. Несмотря на то что, как сказано выше, коллекция «Зеленых сводов» необычайно хорошо документирована, в отдельных статьях книги Каппель содержатся новые идеи, убедительные переатрибуции и уточнения провенанса.