Самым привлекательным музеем в России по-прежнему остается Государственный музей-заповедник «Петергоф»: в 2018 году его посетило 5 714 700 человек (подсчитываются не уникальные посетители, а посещения). Эрмитаж и его выставки увидело 4 374 600 человек, Русский музей — 2 192 200 человек, Третьяковскую галерею навестило 2 168 800 человек (цифры указаны с учетом участников образовательных программ, лекториев и так далее). Всего в российские музеи в прошлом году сходило 154 млн человек. «Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — отчитался директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Цифры выше, чем ожидалось прежде.
В Москве в музеи сходило 23 млн человек — об этом рассказали на заседании президиума столичного правительства. И вероятно, в следующем году эти цифры вырастут. Сейчас бесплатно попасть в городские музеи можно в третье воскресенье каждого месяца, но уже скоро (впервые — с 15 по 21 апреля) будет запущена регулярная акция «Музейная неделя». В течение недели каждый музей будет сам выбирать день с бесплатным входом — и значит, посетители успеют без денег сходить в большее число музеев. Пока же самым посещаемым музеем городского подчинения стал Мультимедиа Арт Музей, принявший 1,3 млн человек (или потрясающие 1,9 млн, если считать слушателей образовательных программ). А наиболее популярной «городской» выставкой стала «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» Культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга и Музея Фаберже: на нее пришло посмотреть 389 тыс. человек.
Эта выставка шла в московском Манеже три месяца (была продлена в связи с успехом). А «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» была открыта всего 20 дней и смогла привлечь за это время 212 539 человек. Поэтому по количеству посетителей в день именно она оказывается лидером (но не стоит забывать, что выставка была бесплатной).
Критерий «число посетителей в день» кажется объективным. Однако в некоторых музеях, например в Эрмитаже, выставки можно посмотреть по «общему билету» — тому же самому, что и на осмотр постоянной экспозиции. В этом случае трудно отделить посетителя выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера», «Пьеро делла Франческа» и «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» (которые по статистике посещало от 7,5 тыс. до 10 тыс. человек в день) от туриста, попавшего в музей в общем потоке экскурсионных групп. А оценить, кому сложнее дался каждый зритель: Минусинскому краеведческому музею им. Н.М.Мартьянова в Красноярском крае (293 900 человек в год) или московскому Государственному музею А.С.Пушкина (литературному) (317 100), — и вовсе невозможно.
Чтобы сделать статистику максимально показательной, наша газета готовит свой ежегодный «Рейтинг музейной посещаемости России и мира», который выйдет в майском номере. В нем мы выделяем музеи и выставки в разные группы так, чтобы сравнение было адекватным, и снабжаем всеми необходимыми комментариями. Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», а также музеи, предоставившие нам свои данные.