18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российские музеи в 2018 году посетило более 154 млн человек

Абсолютным лидером стал Петергоф с 5,7 млн. В Москве в музеи сходило 23 млн человек, а самыми посещаемыми выставками стали бесплатная «Сокровища музеев России» и платная «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в Манеже

Самым привлекательным музеем в России по-прежнему остается Государственный музей-заповедник «Петергоф»: в 2018 году его посетило 5 714 700 человек (подсчитываются не уникальные посетители, а посещения). Эрмитаж и его выставки увидело 4 374 600 человек, Русский музей — 2 192 200 человек, Третьяковскую галерею навестило 2 168 800 человек (цифры указаны с учетом участников образовательных программ, лекториев и так далее). Всего в российские музеи в прошлом году сходило 154 млн человек. «Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — отчитался директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Цифры выше, чем ожидалось прежде.

В Москве в музеи сходило 23 млн человек — об этом рассказали на заседании президиума столичного правительства. И вероятно, в следующем году эти цифры вырастут. Сейчас бесплатно попасть в городские музеи можно в третье воскресенье каждого месяца, но уже скоро (впервые — с 15 по 21 апреля) будет запущена регулярная акция «Музейная неделя». В течение недели каждый музей будет сам выбирать день с бесплатным входом — и значит, посетители успеют без денег сходить в большее число музеев. Пока же самым посещаемым музеем городского подчинения стал Мультимедиа Арт Музей, принявший 1,3 млн человек (или потрясающие 1,9 млн, если считать слушателей образовательных программ). А наиболее популярной «городской» выставкой стала «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» Культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктора Вексельберга и Музея Фаберже: на нее пришло посмотреть 389 тыс. человек. 

Эта выставка шла в московском Манеже три месяца (была продлена в связи с успехом). А «Сокровища музеев России» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» была открыта всего 20 дней и смогла привлечь за это время 212 539 человек. Поэтому по количеству посетителей в день именно она оказывается лидером (но не стоит забывать, что выставка была бесплатной).

Критерий «число посетителей в день» кажется объективным. Однако в некоторых музеях, например в Эрмитаже, выставки можно посмотреть по «общему билету» — тому же самому, что и на осмотр постоянной экспозиции. В этом случае трудно отделить посетителя выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера», «Пьеро делла Франческа» и «Не верь глазам своим. Обманки в искусстве» (которые по статистике посещало от 7,5 тыс. до 10 тыс. человек в день) от туриста, попавшего в музей в общем потоке экскурсионных групп. А оценить, кому сложнее дался каждый зритель: Минусинскому краеведческому музею им. Н.М.Мартьянова в Красноярском крае (293 900 человек в год) или московскому Государственному музею А.С.Пушкина (литературному) (317 100), — и вовсе невозможно.

Чтобы сделать статистику максимально показательной, наша газета готовит свой ежегодный «Рейтинг музейной посещаемости России и мира», который выйдет в майском номере. В нем мы выделяем музеи и выставки в разные группы так, чтобы сравнение было адекватным, и снабжаем всеми необходимыми комментариями. Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», а также музеи, предоставившие нам свои данные.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+