18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

За работу, товарищи художники!

№72
Материал из газеты

МОССХ стал первым из советских творческих союзов и должен был служить примером остальным. Теперь его неоднозначная история порождает новые интерпретации

Творческий союз — звучное, патетическое словосочетание, которое вроде бы должно означать что-то возвышенно-благородное. Хотя нередко за патетикой кроется неприглядность. Сложно отрицать, что народившиеся в СССР творческие союзы — художников, архитекторов, писателей, композиторов — призваны были обслуживать идеологию правящей партии. Причем содействовать и воспевать полагалось в обязательном порядке. И не как кому вздумается, а по трудноуловимому регламенту под названием «социалистический реализм».

Но так ли уж бесспорна подобная констатация? Искусствовед Борис Иогансон, автор книги «Московский союз художников: взгляд из XXI века», не берясь опровергать все привычные воззрения, в некоторых склонен усомниться. И в предисловии даже подводит под сомнения теоретическую базу, которую можно расценить как следование диалектическому методу «теза — антитеза — синтез». То есть сначала большевики твердили свое, сугубо апологетическое, потом антикоммунисты все это ниспровергли, а теперь настало время осознать, как же обстояло в действительности. При таком подходе обязательно должны возникнуть какие-то особенные выводы, иначе и смысла нет затевать синтетическое исследование. Но об этом чуть ниже.

Следует уточнить, что издание появилось под грифом «Книга первая» и охватывает период 1932–1962 годов. Даты понятны и символичны. Первая фиксирует момент образования МОССХ (позже возникнут и другие аббревиатуры — МССХ и МОСХ; причины тому бюрократические, и без надобности лучше в них не вникать). Вторая дата подразумевает разгром Никитой Хрущевым манежной выставки к 30-летию Московского союза художников — что действительно стало рубежом и повлекло за собой очередную смену вех. На чем повествование пока обрывается, продолжение запланировано автором на 2020 год.

Иначе говоря, вся эта первая книга почти вынужденно привязана к имени и образу Сталина: сначала культ личности крепнет, потом безоговорочно утверждается, затем подвергается осторожной переоценке — и вот уже рушится на глазах. Историческая канва хорошо известна, а что же происходит с МОСХом в те самые времена? Борис Иогансон, правнук президента Академии художеств СССР и почти полный его тезка, отнюдь не бросается грудью на защиту и всемерное оправдание исследуемой им организации. Однако считает важным отметить ряд обстоятельств.

Например, такое: драка за госзаказ и расположение власти началась задолго до публикации знаменитого постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке художественно-литературных организаций». Могли бы и вообще поубивать друг друга эти ахровцы, остовцы и прочие изобригадовцы, но партия со свойственной ей прозорливостью остановила наметившееся кровопролитие. И поставила всех под единое художественное знамя, да еще и денег посулила, чтобы творцы не голодали и не ссорились между собой. Плохо ли? По Иогансону-младшему, ситуативно верное решение.

И тут же автор добавляет: похоже, не имелось у партии никаких коварных планов насчет контроля над художественным процессом. Документами не подтверждается. Нет, ну общее направление задавалось, не без того. И пропесочивания в газете «Правда» наряду с другими изданиями бывали, кто спорит. На собраниях и в беспрерывных дискуссиях в МОССХ в 1930-е только клочья летели от приверженцев «формализма» и попутно «натурализма», тоже назначенного жупелом, видимо для равновесия. Как выразился на одном собрании Евгений Кацман, свояк Казимира Малевича (они были женаты на сестрах): «Что делать с художниками, которые идут против нашей действительности? Таких художников надо ликвидировать». Автор книги все это довольно дотошно описывает и цитирует, чтобы сделать парадоксальный вывод: никто им ничего не приказывал и не предписывал, сами друг друга топили и третировали. Даже формулировку подобрал: «внутривидовая борьба».

Что ж, да, подоплека здесь и впрямь очевидна: при отсутствии художественного рынка возникла монополия власти на выдачу заказов и распределение гонораров. Свободная конкуренция неизбежно перерастала в схватку за тоталитарный пирог — и тут уж все средства хороши, включая взаимные политические обвинения. Вот только вряд ли можно согласиться с тем, что при таком раскладе партия играла роль всего лишь беспристрастного арбитра. Чтобы рулить «внутривидовой борьбой», не обязательно каждому художнику ставить за спиной персонального комиссара, дающего указания, что и как рисовать. Существовали механизмы более надежные и эффективные, и многие документальные материалы, приведенные в книге, как раз об этом свидетельствуют, пусть иногда и косвенно. То обстоятельство, что у советских идеологов у самих было семь пятниц на неделе и оттенки конъюнктуры ощутимо вибрировали, не должно бы вводить в заблуждение: селекция велась вполне по-мичурински.

Автор книги то и дело возвращается к теме самоуправления, которое было положено в основу творческого союза и номинально действовало всегда. Мол, сами художники распоряжались своей профессиональной жизнью — на что же тут сетовать и с кого еще спрос? Только ведь и в сталинской Конституции 1936 года было записано: «Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни». Тоже документ, между прочим. Пресловутый «взгляд из XXI века» вполне допустим и даже нужен, но хорошо бы изначально убедиться, все ли в порядке с оптикой. 

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+