18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо

№72
Материал из газеты

К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях

Пока многие ждут показ Леонардо в Лувре, запланированный на октябрь, выставочный марафон уже стартовал на его родине, главным образом во Флоренции и Милане, где в основном жил и работал художник. 

Во Флоренцию юный Леонардо из родного городка Винчи приехал предположительно в 1466 году и поступил в обучение в мастерскую самого знаменитого на тот момент скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо и даже успел написать одного из ангелов на картине своего учителя «Крещение Христа» (около 1475), которая хранится в Галерее Уффици. Сейчас она переместилась в Палаццо Строцци на выставку «Андреа Верроккьо, учитель Леонардо» (до 14 июля), где собрано более 120 произведений Верроккьо и его учеников Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Перуджино, Луки Синьорелли. Леонардо здесь представлен рисунками, привезенными из коллекции Елизаветы II, и терракотовой «Мадонной с Младенцем» из Музея Виктории и Альберта. Традиционно она считается работой Антонио Росселино, а теперь впервые экспонируется как единственная известная нам ранняя скульптура Леонардо. Дошли до нас и его первые живописные полотна — «Благовещение» (1472–1475) и незаконченное «Поклонение волхвов» (1482) в Галерее Уффици.

В палаццо Веккьо открыты сразу две выставки. «Леонардо и Флоренция» (до 24 июня) включает 12 листов из Атлантического кодекса Леонардо из миланской Библиотеки Амброзиана и картину «Спаситель» Джан Джакомо Капротти, его любимого ученика, известного по прозвищу Салаи (ит. «дьяволенок»). Вторая выставка — «По следам битвы при Ангиари» (до 12 января 2020) — рассказывает на основе документов и интерактивного визуального ряда о судьбе несохранившегося великого, по свидетельству современников, творения Леонардо. К сожалению, не единственного в его наследии, которое постигла столь печальная участь. История «Битвы при Ангиари» вкратце такова. Вернувшись ненадолго во Флоренцию из Милана, где Леонардо служил при дворе герцога Лодовико Моро из династии Сфорца, художник получил заказ изобразить на стене зала Пятисот в палаццо Веккьо батальную сцену на тему победы флорентийцев над миланцами в 1440 году. Работу Леонардо так и не закончил, вновь уехав в Милан. А сама фреска, которая никак не высыхала и вскоре начала осыпаться (все из-за губительной страсти Леонардо к экспериментам с красками), в 1560-е годы была записана по велению Медичи Джорджо Вазари. Забавно, что и Микеланджело, молодой соперник Леонардо, которому поручили изобразить на противоположной стене «Битву при Кашине», тоже все бросил и уехал в Рим на службу к папе Юлию II. Подготовительный картон Леонардо бесследно исчез, остались лишь копии, самая знаменитая из которых, Рубенса, хранится в Лувре.
Другой флорентийский музей, Галилео Галилея, открывает в мае выставку «Библиотека Леонардо». Выставка «Леонардо и ботаника» откроется осенью в церкви Санта-Мария Новелла (13 сентября — 15 декабря).

Но главные события разворачиваются в Милане, где Леонардо провел самые продуктивные 18 лет своей жизни. Изначально на службу к Лодовико Моро его приняли в качестве инженера, устроителя праздников и музыканта, развлекавшего двор виртуозной игрой на серебряной лире собственного изготовления в виде головы лошади. Но вскоре Леонардо стал получать заказы и как художник, создав «Тайную вечерю» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, «Мадонну в скалах», «Портрет музыканта», «Даму с горностаем», «Прекрасную Ферроньеру», «Мадонну Литта», продолжал работать над «Джокондой». Но основной его обязанностью оставалось оформление празднеств в роскошной резиденции герцогов Сфорца, замке Сфорцеско, одной из главных достопримечательностей Милана, где сегодня расположилось несколько музеев. 

В середине мая здесь открывается выставка «Под сенью Моро» (16 мая — 12 января 2020). Она пройдет в так называемом Дощатом зале, где на стенах и потолке сохранились росписи Леонардо и его учеников, изображающие переплетенные ветви деревьев. В 2013 году здесь начались реставрационные работы, на стенах были расчищены фрагменты монохромных набросков с пейзажами — возможно, самого Леонардо. Сейчас реставрационные леса убрали, и теперь этими рисунками можно любоваться вблизи, параллельно проясняя для себя при помощи мультимедийного гида всю грандиозность замысла мастера в украшении этого зала. 

Дальше можно отправиться в Палаццо Реале, где проходит выставка «Волшебный мир природы» (до 14 июля), включившая 20 картин художников эпохи Леонардо на тему флоры и фауны Ломбардии. А в октябре сюда же привезут редчайший экспонат из Музеев Ватикана — копию «Тайной вечери», вытканную шелком и серебром в 1505–1510 годах для Луизы Савойской и герцога Франциска Ангулемского, будущего короля Франциска I. Гобелен долго реставрировали и покажут широкой публике впервые. 

Подготовилась к юбилею и Пинакотека Амброзиана, открыв для посетителей зал Леонардо с великолепной фреской «Коронация терновым венком» Бернардино Луини, его самого знаменитого последователя, и «Портретом музыканта» самого Леонардо из собрания музея. А Библиотека Амброзиана, где хранится Атлантический кодекс, поэтапно, из-за хрупкого состояния, показывает отдельные его листы, разведя их по темам: «Секреты Атлантического кодекса. Леонардо в Амброзиане» (до 16 июня), «Листы из Атлантического кодекса французского периода» (18 июня — 15 сентября) и «Леонардо и его наследие. Художники и техники» (17 сентября — 12 января 2020). 

Свой вклад в торжества решили внести и главные музеи искусства XIX–XX веков и современного искусства. Например, Музей Новеченто показывает выставку «Лучо Фонтана. Оммаж Леонардо» (14 июня — 15 сентября). 

Но и это далеко не полная программа юбилейных торжеств в Милане. Ненадолго отвлекшись от музеев, можно для разнообразия прогуляться по «леонардовским местам» в Милане и его окрестностях, вооружившись мобильным приложением Leonardo Around. Мест этих предостаточно, некоторые из них совершенно удивительные, как, к примеру, «Виноградник Леонардо». 

В двух шагах от церкви Санта-Мария делле Грацие расположен ренессансный палаццо Каза дельи Ателлани. История гласит, что в 1498 году, когда Леонардо уже заканчивал работу над «Тайной вечерей», герцог подарил ему виноградник, который просуществовал несколько веков, окончательно исчезнув после бомбардировок Милана в 1943 году. Но три года назад на предполагаемом месте виноградника начали археологические раскопки и обнаружили чудом уцелевшие корни «леонардовских» кустов, идентифицированных по анализу ДНК. Виноградник воссоздали, он теперь открыт для посещения, и, прогуливаясь по нему, можно живо представить, как здесь гулял Леонардо, ненадолго отвлекаясь от работы над «Тайной вечерей».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+